Это явление широко присутствует в мире бизнеса. Желание экономить на налогах, иметь дополнительные льготы и оптимизировать свои финансовые потоки заставляет компании по всему миру задумываться об использовании возможностей свободных экономических зон.
В свою очередь, правительства государств, на территории которых размещены оффшорные зоны, заботятся о привлечении капитала, увеличении числа рабочих мест и развитии экономики.
И хотя в сознании населения слово «оффшор» давно приобрело негативный окрас, ассоциирующийся с уходом от налогов, сокрытием прибыли и выводом капитала из страны, свободные экономические зоны являются важной частью мировой экономики.
И в России тоже накопилась огромная практика создания и функционирования подобных образований.
От развала СССР до присоединения Крыма
- 1989 год - Правительством СССР принято Постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка Приморского края и Выборг Ленинградской области.
- 1990 год – учреждены свободные экономические зоны в Сахалинской области, Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и новое слово в советской практике создания свободной экономической зоны - «Технополис Зеленоград»
- 1991 год - принят Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Согласно его положениям статусом свободной экономической зоны присваивался конкретному субъекту Российской Федерации
- 1992 год - издан Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации». Указ дополнительно закрепил правовой режим и условия функционирования предприятий с иностранными инвестициями на территории свободных экономических зон. Например, экспортные пошлины для участников были установлены в размере 50 % общего таможенного тарифа.
- с 1993 года по 2005год ситуация не менялась. Были предприняты несколько попыток принять различные проекты закона о свободных экономических зонах, но по различным причинам этого не было сделано
- с 1989 года и по 2005 год принято около пятидесяти различных постановлений, учреждающих свободные экономические зоны. Условия их функционирования, льготы резидентам и уровень административного контроля также сильно различались. Данное обстоятельство послужило причиной различных злоупотреблений и криминальных схем вокруг российских «оффшоров» того времени.
- 2005 год - принятие федерального закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» Данным законом вводился новый вид льготных территорий - особые экономические зоны. Предполагалось четыре типа особых экономических зон:
Технико-внедренческие зоны - в г. Санкт-Петербурге (поселок «Стрельна», зона «Нойдорф»), в Зеленоградском административном округе г. Москвы (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), в г. Дубне (Московская область), в г. Томске.
Туристско-рекреационные зоны - в Калининградской области, в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Иркутской области.
Промышленно-производственные зоны - в Липецкой области (ОЭЗ «Липецк») и в Республике Татарстан (Елабуга, ОЭЗ «Алабуга»).
Портовые зоны - в Ульяновской области, в Краснодарском крае и в Хабаровском крае.
- 2010 год - создан ИЦ «Сколково»
- 2011 -2014 год - повсеместное создание зон территориального развития
- 2015 год - созданы свободная экономическая зона в Республике Крым, в Севастополе и свободный порт Владивосток.
Последние события в сфере российских «оффшоров»
Новые решения в области создания территорий наибольшего благоприятствования бизнесу принес 2018 год.
Правительство страны приняло решение о создании в Российской Федерации специальных административных районов. Они создавались на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области. В настоящее время там зарегистрированы 23 международные компании.
Чем же так привлекательна юрисдикция специальных административных районов?
Это:
· Возможность ускоренной передислокации (редомициляции) иностранных компаний на территорию России
· Возможность перевода акций резидентов зоны на российский фондовый рынок
· 0% налогов - по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов
· 5 % налог на доходы, полученные иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) в международных холдинговых компаниях
· Сохранение участниками статуса нерезидента, а значит отсутствие ограничений на открытие счетов в иностранных банках и отсутствие отчетов о движении денежных средств
· Конфиденциальность. По запросу ограничивается доступ к сведениям об участниках компании, о ее руководстве, об аффилированных лицах и имеющихся у них активах.
· Упрощенная регистрация водных и воздушных судов
· Отсутствие ограничений на валютные операции и любые переводы валюты между компаниями.
· Не требуется открытия валютных счетов на территории России.
· Отсутствие ограничений на операции с любыми ценными бумагами.
При этом, действующий в Калининградской области режим особой экономической зоны, суммируясь с привилегиями специального административного района, дает следующие дополнительные льготы:
· 7,2% - налог на фонд оплаты труда (вместо 30,2%)
· 0 % - налоги на землю, имущество и прибыль
· 0% - таможенная пошлина
· 0% - ввозной НДС без ограничения объема ввоза
В настоящее время в Правительстве России разрабатываются дополнительные меры поддержки участников российских «оффшоров». Так например планируется ввести «транзитную редомициляцию». Эта процедура предоставит возможность получить статус резидента даже компаниям из тех стран, законодательство которых запрещает регистрацию в российской юрисдикции. Например, резидент США сначала регистрируется в Словакии, а затем словацкая компания – в Калининграде. Также, предложено полностью освободить от налогов зарубежные филиалы компаний –резидентов специальных административных районов.
По моему мнению, совокупные льготы и преференции, созданные для резидентов специальных административных районов, являются крайне привлекательным предложением на рынке льготных экономических территорий. Остается открытым вопрос, почему при всей очевидности выгод, предоставляемых статусом резидента, мы до сих пор имеем так мало компаний, зарегистрированных в специальных административных районах. Одни аналитики утверждают, что в этом виновата санкционная истерия вокруг России, другие специалисты говорят о расхождениях между тем, что декларируется и тем как в действительности организуется работа специальных административных районов.
В любом случае, иностранным инвесторам стоит рассмотреть возможности специальных административных районов применительно к перспективам собственного бизнеса.
#оффшоры #специальные_административные_районы #экономия_налогов #инвестиции #инвестиционный_консалтинг