К 90-летию первого полета первой бортпроводницы Элен Чёрч
Сначала их было всего 8 – девушек-медсестер, набранных авиакомпанией Boeing Air Transport для освоения новой должности - flight attendants - что-то вроде летных помощниц, воздушных сопровождающих. Придумала это новшество и предложила руководству кампании провести свою идею в жизнь Элен Чёрч, медсестра из штата Айова. Она, как и тысячи ее сверстников и сверстниц в то время, в конце 20-х годов прошлого века, грезила об авиации. Но Элен не ограничилась мечтами, а окончила летные курсы, надеясь, что сможет после окончания учебы сменить больничную палату и шприц на кабину самолета и гул пропеллера. Но стать пилотом ей не удалось. Зато получилось превратиться в предводителя маленького отряда первых бортпроводниц.
Правда, некоторые исследователи и историки авиации считают, что девушки Boeing Air Transport не были первыми. Они утверждают, что обязанности ухода за пассажирами в США и Германии в те же 20-е годы брали на себя сначала вторые пилоты, а потом молодые люди, не входившие непосредственно в число членов летного экипажа.
Однако все же первыми обученными профессиональными бортпроводницами считаются они, питомицы Элен Чёрч.
Их отбирали по строгим и четким параметрам. Прежде всего, претендентки должны были быть незамужними дипломированными медсестрами. Возраст – не старше 25 лет. Вес – не более 115 фунтов, то бишь 52-х кг. Этакие небесные ласточки-тростиночки.
Но обязанности, возложенные на их хрупкие плечи, были несоразмерны. Например, им следовало помогать летчикам по окончании полета заводить самолеты в ангар, а накануне взлета заправлять железную птицу горючим. Так что с самого начала своего существования профессия оказалась не из легких. Были еще и не столь трудные обязанности, которые сегодня могут вызвать только улыбку. По принятым правилам, готовя салон к полету, требовалось расправиться с имеющимися там мухами. Помочь пассажирам поднять на борт их багаж. И в течение полета вычистить обувь пассажиров, если она, обувь, в том нуждалась....
Первый, уже не учебный, а всамделишный полет первой стюардессы состоялся 15 мая 1930 года. Ровно 90 лет тому назад. В воздух на почтово-пассажирском Boeing 80A поднялась сама Элен Чёрч. Самолет следовал по маршруту Окленд – Чикаго, по другим источникам Сан-Франциско – Шайенн. Маршрут, в конце концов, не столь важен. Существенно, что в салоне находились 11 пассажиров. И они, видимо, остались довольны новинкой от авиакомпании Boeing – сопровождавшей их в воздухе миловидной, умелой, расторопной медсестрой, скрасившей излишние волнения и неудобства полета.
Во время Второй мировой войны Элен Чёрч служила медсестрой на медицинском самолете. Вывозила раненых из Северной Африки и Италии. Была награждена медалями, а аэропорт в ее родном городе Креско назван в ее честь.
С того дня стюардессы Boeing стали летать регулярно на всех направлениях, получая за свою работу весьма приличную по тем временам сумму - 125$. А в течение последующих трех лет все ведущие воздушные перевозчики в обоих полушариях обзавелись отрядами молодых, миловидных, стройных и услужливых бортпроводниц. Продажи авиабилетов вследствие этого новшества возросли – пассажиры гораздо охотнее вручали свою жизнь и уровень комфорта во время полета молодой особе с приятной внешностью и гостеприимной улыбкой, чем кому бы то ни было другому.
Первая советская стюардесса Эльза Городецкая поднялась по трапу 21-местного самолета ПС-84 5 мая 1933 года.
Она, так же как ее зарубежные коллеги занималась пассажирским багажом, выводила самолет из ангара и заправляла его горючим. А вот первым израильским стюардессам этого делать уже не пришлось, поскольку они приступили к своим обязанностям в другие времена, в начале 50-х годов.
Где-то на рубеже 50-60-х годов и стал складываться миф о романтической, немного загадочной, в буквальном смысле неземной профессии. О стюардессах писали романы и снимали фильмы. Притягательному образу небесных красавиц очень способствовала и летная форма. Уже тех первых стюардесс времен Элен Чёрч одели в одинаковые строгие, но вместе с тем привлекательные костюмы. А позже лучшие модельеры мира с удовольствием брались за заказы от авиакомпаний по созданию одежды для бортпроводниц. Еще бы – задача ставилась творчески очень интересная – совместить чувственность и строгий, деловой стиль.
В одной американской авиакомпании в эпоху сексуальной революции конца 1960-х стюардесс одели в облегающие белые брюки и высокие кожаные сапоги. Через несколько месяцев на ее рейсы невозможно было достать лишнего билета. Основным пассажирским контингентом были отправляющиеся в деловую поездку холостые бизнесмены около 30 лет.
Работа стюардессы в современном мире отличается от того, что приходилось исполнять тем первым бортпроводницам примерно так же, как самолеты 30-х годов разнятся с нынешними авиалайнерами. "Раньше стюардессы, неизменно носившие во время полета белые перчатки, специально обучались разделывать омаров, которых подавали пассажирам первого класса, а теперь они учатся надевать на разбушевавшихся пассажиров наручники", - посетовала в интервью телекомпании Си-эн-эн глава Ассоциации бортпроводников США, бывшая стюардесса с 22-летним стажем Ким Касвинкель.
Плохо, конечно, если пассажир, перебравший спиртного прямо на борту или прощаясь с друзьями перед полетом на земле, начинает на высоте 10 тысяч метров куролесить в замкнутом авиапространстве. Но он делает это, не скрываясь и не таясь.
Тут хрупкой с виду стюардессе достаточно применить на практике навыки, полученные в спортзале во время прохождения учебного курса. Но всем известно, что в нынешнем мире случаются ситуации во сто крат более трагичные, когда преступник поначалу никак не обнаруживает себя. Поэтому стюардессе в полете приходится все время быть начеку, готовой к любому развороту событий.
«- Какой напиток вы предпочитаете, мэм?-
Я обслуживаю пассажиров предпоследнего ряда. До посадки в Ричмонде, штат Вирджиния, еще примерно час двадцать минут. Сейчас всех обслужу, соберу пустые стаканчики, и можно будет сесть на выдвинутый из ниши буфета контейнер с соками. Дверца контейнера находится сбоку, поэтому можно смело стелить свернутое вчетверо одеяло и садиться сверху.
Конечно, можно сидеть, как положено - на маленьком откидном кресле напротив салона, но тогда пятьдесят пассажиров будут глазеть на тебя весь оставшийся полет. А так, тихонечко, в уголочке, в своем закутке за перегородкой - можно журнальчик читать.
- Мне кофе, пожалуйста, - отвечает на мой вопрос женщина в предпоследнем ряду.
Наливаю кофе в пенопластовый стаканчик, ставлю на столик перед ней.
Перевожу взгляд на сидящую рядом сухопарую даму с интеллигентным лицом.
- Желаете что-нибудь пить? -
Она, показывая глазами на переднюю часть салона, неожиданно спрашивает:
- А это что, КГБ Вас дожидается? -
Недоуменно поворачиваю голову и, о Господи!
Двое стоят в узком проходе между рядами - мужчина впереди, женщина за ним. Ну да, я видела их, они сидели в третьем ряду слева. Мужчина в длинном темном пальто с поднятым воротником и в широкополой шляпе (действительно, типичный агент КГБ из американского боевика), и полная молодая женщина, сидела с краю. Теперь они почему-то стоят, перегораживая проход. Чувствую, как кровь приливает к лицу и слабость в коленях. Машинально нажимаю ногой тормоз тележки с напитками и почти бегу навстречу этим двоим.
- Вы что-то хотели, сэр? - обращаюсь к мужчине в пальто.
- Хотел пройти в туалет, жду, когда вы закончите обслуживать и освободите проход.
- А я жду, пока он сходит в туалет и сядет на свое место у окна, - виновато выглядывая из-за широкополой шляпы, объясняет женщина.
"Идиот!" - с чувством говорю я про себя. Ведь все равно тебе придется сесть, когда я тележку свою потащу обратно.
- Почему бы вам пока не сесть, сэр? - это я уже вслух широкополому, - Тогда я смогу пройти здесь с тележкой и освободить вам проход. -
Недовольно возвращается на свое место у окна, за ним с трудом протискивается женщина.
Я дрожащими руками заканчиваю раздачу напитков. Тяну тележку по проходу в нос самолета. Раскладываю оставшиеся стаканчики и салфетки, и боковым зрением слежу за тем, в шляпе. Он встает и, дождавшись, пока соседка опять мучительно извлечет себя из кресла, почти бегом несется в заднюю часть салона, где находится туалет.
Мне всегда страшно, когда кто-то встает - просто так, чтобы размять ноги. А бывает, что пассажир не знает, что туалет у нас сзади, и уверенно направляется вперед, в сторону кабины экипажа. Дверь к пилотам, конечно, бронирована и запирается изнутри, и ключа у меня нет, но кто об этом знает?..»
Это фрагмент из записок современной американской стюардессы. В смысле психологической напряженности работы небесных ласточек в сегодняшнем мире этот отрывок говорит сам за себя. Прибавьте к этому турбулентность, перепады давления, вибрацию, многокилометровые пробежки по салону самолета - и станет ясно, что с 30-х годов прошлого века профессия бортпроводниц не стала легче....
Когда-то в 60-е годы в США бестселлером явился роман о стюардессах «Чай, кофе или меня?». Но наступили 80-е. Вместо сексистского «стюардесса» (или «стю», как их часто ласково называли американцы), всё чаще стали пользоваться бесполым словом «бортпроводник». Некоторые считают, что и сама профессия несколько утратила свою романтичность. С таким утверждением вряд ли можно согласиться. Нет, все-таки она остается романтичной и притягательной. Все так же мужчины провожают стюардесс восхищенными взглядами. Все так же они становятся героинями светской хроники, романов и кинолент. И все так же неотразимы их улыбки на высоте 10 тысяч метров над землей.