Автор: Станислав Лисовский.
Гаити был открыт Христофором Колумбом в 1492 году и назван Эспаньолой. Красивое название, правда? Лучше бы оно таким и осталось, но нет-теперь остров называется Гаити.
Вот ведь странное дело, все мы помним параграфы из учебников истории про злобных испанских завоевателей и поработителей. Как они грабили и насило... заставляли добрых и красивых индейцев сдавать наличное золото-серебро и массово принимать расово чуждый им католицизм. А тех, кто не хотел сдавать и принимать, так тех доны Кортесы и всякие другие сеньоры Педры да Хуаны сразу на костёр тащили греться. И картинок сколько про то в учебнике... Один сплошной кошмар, но вот только никак наш школьный учебник не отвечал нам на три простых вопроса:
1. А за кого, простите, должны были принимать доны Кортесы, Писарры и прочие Ибаньесы (это фамилие такой у человека, а не прозвище) товарищей местных жителей, которых они иногда заставали за всякими интересными занятиями - ну там, курение трубок известным местом, например, или невинные человеческие жертвоприношения?
С точки зрения христианина людей приносят в жертву только Тому, которого к ночи не поминают. А католики (а других среди испанцев и быть не могло) ребята резкие, переговоров со слугами Того не ведут, да и Реконкиста отучила сеньоров "входить в положение" и "принимать во внимание". Так что тут, как ни крути, либо бросайте поклоняться кровожадным своим демонам, да трубку себе в задницу совать, либо того... Но выбор у местных был.
2. Вот интересное дело - там, где были испанцы, местное население... никуда не делось. Есть из этого правила пара исключений, но там другие причины. Несмотря на страшные угнетения и насилия, вот они - индейцы, живут себе по всей Латинской Америке, и совсем не в резервациях...
Кто как хочет, так и живёт. Многие интегрировались в современный мир (даже президенты из них получаются порой... ну, какие получаются, такие и получаются) и при этом никто из них не забыл, что они из тутошних. Кто не хочет жить современной жизнью - в своих деревнях тусуются. Там всё плохо порой, но это не резервации, которые давно превратились в рассадники воровства, алкоголизма и прочих увеселений. Есть конечно, и фавелы городские, но бывают и вполне пристойные деревни в сельской местности. Опять же, есть у человека выбор.
3. А как вообще получилось, что само понятие "права человека" и всякое подобное баловство во второй половине XIX века родилось не где-нибудь, а в иезуитских миссиях на территории современного Парагвая, где (вот вам и здрасьте...) злые и коварные отцы-иезуиты пытались среди местного индейского населения прям социализм какой то построить...
Из столкновения двух цивилизаций иногда мало хорошего получается, что поделать. Но это происходит - и это реальность, от которой не скроешься и никуда не убежишь, ибо догонят. Мы вот тоже когда-то и с половцами и с печенегами сталкивались, и вряд ли нам с ними это нравилось... Но куда деваться? Как недавно сказал Великий Вождь: " где сейчас те половцы?" Молчат, окаянные, не дают ответа...
А ведь и правильно сказал Великий Вождь , между нами, конкистадорами... Ну да ладно, не про половцев базар....эээ....монография.
В общем, практически нигде, куда влезли кровожадные испанцы, местное население никуда не улетучилось и не было замещено, в итоге, афроиспанцами. Куда то трудовых афромигрантов... привозили, но они постепенно ассимилировались среди всяких других человеков. Вон, кубинцы - подтрунивают друг над другом, но без фанатизма. Сильно насчёт цвета кожи не заморачиваются. А вот куда некоторые другие (не кровожадные конкистадоры) руку приложили - там не всегда так. Иногда местное население местами как то быстро кончалось, и привозились трудовые мигранты. Поначалу было всё хорошо, но потом постепенно начинались проблемы.
Вот и на половину острова, который теперь Гаити, просочились добрые, вежливые французы. В учебнике, правда, нет страшных картинок, что они с индейцами делали, да и делали ли, не знаю-но метисов и индейцев на той половине острова (теперь это республика Гаити) больше нет. Правда, там и французов теперь тоже нет. И мулатов всего 10%, не больше осталось. Остался народ... ну, вы поняли, какого иссиня- правильного цвета.
А вот на другой (испаноязычной) части острова - в Доминиканской республике:
- метисы 58%
- белые 13%
- мулаты 13%
- иссиня- правильные 14%
- всяка фигня 2%
Догадайтесь с трёх раз, где живут, пусть бедно, но хоть как-то по- человечески, а где полный трэш, угар и содо... ну вот оно самое. Какую страну из двух постоянно то тайфун чуть не снесёт целиком, то наводнение в море не смоет, то землетрясение не вытрясет, то саранча чуть не съест, вместе с расово правильными жителями... Сколько напастей-то сразу обрушилось на освобождённых от тлетворного влияния афроправильных человеков, да прям всё сразу... Не на той стороне острова живут бедные... и клянут судьбу, в день какой неведомо, в никаком году... А вот на другой стороне, в Доминикане, как-то и трясёт не сильно, и ливни не так свирепствуют и саранча их жрать не набегает. Ну, в чужих руках и ... толще и морда ширше, наверное.
Хотя остров то один... Куда французы делись со своей половины жилплощади, спрашиваете? А вот в республике Гаити во второй половине 20 века проправительственные партии были: "Армия каннибалов", " Союз ву-ду", например. Тонтон-макуты тоже оттуда явление. И это 20 век! Когда там белых вообще уже не было ни одного! Что же творилось там в 1804 году, после ухода французской армии? Об этом во второй серии, если найдутся желающие почитать...
ЧИТАЙТЕ так же:
Куда делось золото доктора Эмменса