Спор об инвестициях сосредоточил усилия высшего духовенства на консолидации своих прав против посягательств не только аристократии мирян, но и церковных конкурентов. Примеры конфликтов из разных мест и периодов показывают, как сильно изменились отношения, часто за короткий период. ВБрешиа , например, епископы, которые оспаривали игуменов Лено за контроль над церковью Гамбара, пользовались поддержкой фракции милитов , земельной аристократии , а такжепополо , в состав которого вошли профессиональные люди, ремесленники и торговцы. В других местах местные обстоятельства диктовали другие альянсы. В период, когда города расширяли свою власть вКонтадо (область, окружающая город), элементы, взятые из города и сельской местности, постоянно боролись за контроль над коммуной. Альянсы меняются в зависимости от успеха или неудачи этих усилий. ВЕпископ Лукка и коммуна были обеспокоены претензиями аббатства Фучеккио из-за его связей с соседней Пизой. Но усилия епископов по установлению своих прав в кондоминиуме также могут спровоцировать конфликт с общиной. Многое зависело от состава коммуны, которая сильно различалась не только от города к городу, но и от периода к периоду. Относительное влияние городских торговцев или сельских землевладельцев зависело от размера каждой группы в конкретной общине, Там, где одна группа была маленькой, она объединялась с другими. Стремление к власти привело к изменению, а иногда и к странным союзам; например, в Брешии в начале 13-го века одна фракция местных магнатов пользовалась поддержкой еретиков. Даже когда коммуна объединила различные фракции в присяжных объединениях, она все еще сталкивалась не только с проблемой своих врагов в городе и сельской местности, но также с проблемой хрупкого характера коалиции, на которой она основывалась. Коммуны создали тщательно продуманные системы контроля власти, направленные на предотвращение господства какой-либо отдельной фракции. Срок ограничения были введены, чтобы вызвать изменения в правящих советах. Консулы, названные так по римскому прецеденту, также сталкивались с ограничениями своей власти.
С самого начала было ясно, что коммунальное правительство стремится не только к политической независимости, но и к контролю за контратой . В результате сложились сложные отношения, в которых кондоминиум находил рынки для своей продукции, предлагал возможности для инвестиций для городских жителей и подвергался притеснению со стороны городских интересов. Город, в свою очередь, предоставил возможности сельским жителям и помог обеспечить определенную безопасность. Вероятно, у ученых нет возможности установить баланс между преимуществами и недостатками, но можно быть уверенным, что он постоянно меняется, в зависимости от региона, местных условий и общего экономического климата в данный момент времени.
Очевидно, однако, что коммуны северной и центральной Италии извлекли выгоду из Спор об инвестициях . Неэффективность имперской власти в Италии в первой половине 12-го века, которая способствовала развитию коммун, была в основном связана с борьбой за инвестиции и сопутствующей политической нестабильностью в Германии . Однако эти внешние факторы сами по себе не объясняют рост общин. Для этого нужно обратиться к внутренним факторам, в частности, к динамикесреди различных фракций и социальных проблем во время и после спора об инвестициях, который сопровождал рост населения и повышение благосостояния. Успех реформаторов в ослаблении связей между церковью и империей оставался решающей силой на протяжении 12-го века и вплоть до 13-го века. Пристрастные взгляды современников упрощали спор об инвестициях, демонстрируя его либо как борьбу за свободу церкви от мирян, либо как попытку сохранить традиционный, то есть имперский, порядок в обществе. На самом деле, однако, учитывая сложную сеть местных приверженцев в церкви и светскойобщество, спор раздроблен лояльности как духовенства, так и мирян. Если старый порядок был ослаблен, то потерял не только светский порядок, но и церковный. Не только нереформированные монастыри и имперские епископства потеряли; временами коммунальная власть становилась сильнее любой церковной власти в регионе. Конечно, к началу 13-го века это было верно в Генуе , и это скоро должно было случиться в Милане , Флоренции , Болонье и в других местах.
Эпоха Гогенштауфенов
В 12 веке в Италии сложился новый политический порядок . Однако это был не аккуратный процесс. На юге господство, установленное норманнами Капуи иHautevilles получил силу с завоеванием Сицилии от мусульман в конце 11-го века. После смерти Роберта Гискарда его брат Роджер I , граф Сицилии, отправился на материк, чтобы укрепить свои позиции. Его сын,Роджеру II удалось создать нормандское королевство. Признание за это, однако, приходило медленно. Роджер сначала получил его от антипопы Анаклета II (1130–38), а затем, в условиях, которые выявили слабость папства перед нормандской властью, от папыНевинный II (1130–43) в 1139 году. Папство продолжало искать поддержки у французской монархии, чтобы компенсировать растущее влияние норманнов. С другой стороны, победа в споре об инвестициях , хотя и скомпрометированная, создала ситуацию, которая позволила папству 12-го века взять на себя руководство движением реформ по всей Европе . Латеранские Соборы 1123, 1139 и 1179 годов обозначили важные этапы в развитии папской реформы. ОтГородская II , центральная администрация церкви расширилась.