Найти тему
Ленин в камне

Вера Фигнер - мать Тереза русской революции

Вера Николаевна Фигнер, является одной из наиболее ярких личностей русского революционного движения, его моральным авторитетом, а вся ее жизнь – примером жертвенного служения своему народу.
Родилась Вера Фигнер 24 июня 1852 года в деревне Никифорово Казанской губернии в семье чиновника губернского ведомства Министерства государственных имуществ, Николая Александровича Фигнер.
Одиннадцати годов от роду, Веру отдают в Казанский Родионовский институт благородных девиц, где за шесть лет обучения она получает прекрасное общее образование и становится убежденной атеисткой. Доподлинно не известно, что повлияло на ее отказ от религии, но высшие моральные ценности, подчерпнутые ею за годы учебы из святого Евангелия (религиозному воспитанию девочек в институте уделялось особое внимание), все же стали для Веры теми основными принципами, с которыми она прошла свой долгий и тернистый жизненный путь.
Именно после окончания института, по воспоминаниям самой Веры Николаевны, она решила посвятить свою жизнь просвещению народа, лишенного того, что обыкновенно называется благами цивилизации. А учитывая, что в эти годы разворачивается широкое народническое движение интеллигенции, ее мечты получают теоретическое обоснование. Итак, решено. Вера выбирает профессию врача, как оптимальную ее филантропическим убеждениям.
Вера поступает на медицинский факультет Казанского университета, где учится у великого биолога, врача и педагога Петра Францевича Лесгафта. После отстранения Лесгафта от должности, а, следовательно, и прекращения обучения женщин на медицинском факультете, Вера уезжает с мужем (в 1870 году она выходит замуж за выпускника юридического факультета Казанского университета, а ныне самарского судебного следователя Алексея Филиппова) для завершения образования в Швейцарию.
В XIX веке, замужество часто являлось чуть ли не единственной легальной возможностью для молодой женщины уйти в самостоятельную жизнь от попечения родителей. Точно неизвестно был ли брак между Верой и Алексеем фиктивным, но уже через несколько лет они развелись, по причине непреодолимых различий политических взглядов.

В революцию с головой

Итак, в 1872 году Вера поступает на медицинский факультет Цюрихского университета, но только медициной дело не ограничивается. Она вступает в студенческий революционный кружок где увлеченно слушает лекции по политэкономии и изучает историю социалистических учений.
В 1874 году в Берне Вера Николаевна знакомится с основоположником русского народничества Петром Лавровым и анархизма - Михаилом Бакуниным. В 1875 году не окончив курс, Вера, решением товарищей по Всероссийской социально-революционной организации возвращается в Россию, сдает экзамены на фельдшера и идет в «народ».
Все шесть лет хождения в «народ», вплоть до знаменитого покушения на Александра II, Вера Фигнер набирается политического опыта, совмещая работу фельдшера в Самарской и Саратовской губерниях, с пропагандистской. В 1879 году после распада общества «Земля и воля» входит в Исполком вновь созданной «Народной воли», которая намерена бороться с царизмом с помощью террористических атак.
И вот 1 марта 1871 года в Петербурге грянул взрыв, разнесший карету Александра II в щепы. Как говорится: «The King is Diad - Long Live the King». На опустевший престол взошел Александр III, а участников покушения осудили и казнили. Фигнер, единственный член исполкома народовольцев, которой удалось скрыться.
Весной 1882 года она вместе со Степаном Халтуриным готовит в Одессе покушение на военного прокурора В.С. Стрельникова. Прокурор убит, но Халтурин арестован и повешен, как неизвестный (он не назвал своего имени). Веру Фигнер, которой снова удалось уйти, арестовывают лишь через год и на знаменитом «Процессе 14-ти» приговаривают к смертной казни. После девяти дней ожидания в одиночке исполнения приговора, ей сообщают, что казнь заменена бессрочной каторгой.
То, что пережила эта хрупкая женщина за 20 лет нахождения в каменном мешке Шлиссельбургской крепости трудно себе даже представить. Но она боролась. Боролась с судьбой и писала стихи. В мае 1887 года молча проводила на эшафот соратника-народовольца Александра Ульянова, осужденного за организацию покушения уже на Александра III. Царь не пострадал, но, Вера смогла пережить и его.

Мать Тереза

Амнистировал Веру Фигнер в 1904 году уже новый император (которого она, к слову, тоже переживет) Николай II. Тюрьму заменили ссылкой, и только в 1906 году она получает разрешение выехать для лечения за границу.
Вера Николаевна не собирается уходить с революционной стези и вступает в боевую группу партии эсеров, пришедших на смену народовольцам, унаследовав тот же террор, как методы борьбы.
Самым большим разочарованием старой революционерки стало известие, что Евно Азеф, многолетний руководитель боевой группы эсеров, оказался агентом охранки. Для Веры это известие настолько сильный удар, что она выходит из партии, отказывается от террора и уходит в правозащитную деятельность.
В 1910 году Вера Фигнер создает во франкоговорящих странах «Парижский комитет помощи политкаторжанам России». Комитет ставит целью сбор пожертвований для политкаторжан России и политическое давление на русское царское правительство, через формирование соответствующего общественного мнения на Западе. За четыре года работы Комитета было собрано и переправлено в Россию 140 тысяч франков, по тем временам, астрономическая сумма.
Кстати, в Европе действовало еще две подобные организации. В Лондоне, жена революционера-анархиста Петра Кропоткина, Софья, руководила благотворительной организацией, которая заботилась о революционерах, осужденных под административный надзор.
Еще одна благотворительная организация, возглавляемая большевиком Сергеем Багоцким, близким другом Ленина, называлась «Краковский союз». Большевики собирали деньги для ссыльнопоселенцев. Интересно, что, невзирая на политические расхождения большевиков и эсеров (в руководство Парижского комитета, кроме самой Фигнер, входили авторитетные эсеры) в вопросе работы комитетов они не только не конкурировали, а наоборот, сотрудничали.
После февральской революции 1917 года Парижский комитет прекратил свое существование, но Вера Фигнер продолжала свою правозащитную деятельность уже при Временном правительстве. Возглавив «Комитет помощи освобожденным каторжанам и ссыльным» она собирает деньги для возвращения борцов с царским режимом (которыми после Февральской революции автоматически становились все политзаключенные и политэмигранты) из Сибирской каторги и заграницы.
Кстати, мало кто знает, что Фигнер через свой Комитет участвовала в финансировании возвращения Ленина с группой товарищей из Швейцарии через Германию в Россию, в апреле 1917 года. Таким образом, Вера Николаевна оказала большую услугу большевикам, а вот Октябрьскую революцию не приняла, до конца дней оставшись на принципиальных позициях правых социалистов. Не отказалась она от своих принципов и тогда, когда за них в Сталинской России стали ссылать и расстреливать.
Впрочем, авторитет Фигнер в мировой революционной среде, в том числе и коммунистической, был настолько велик, что даже Отец всех времен и народов не рискнул бы репрессировать Мать Терезу русской революции.
В двадцатые годы советское руководство создает свой, большевистский аналог бывшего Парижского комитета Веры Фигнер - «Союз бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» и приглашает ее принять деятельное участие в его работе.
До конца своих дней Вера Николаевна Фигнер открыто критикует репрессивную систему ВЧК-ГПУ. Предлагает отменить смертную казнь, критикует не законные методы политического расследования дел. Неоднократно обращается к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии. Но все в пустоту.
Умерла Вера Фигнер 15 июня 1942 года от пневмонии, не дожив всего 9 дней до своего 90-летия. До конца своих дней она мечтала о новой, последней светлой духовной революции.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

фото из открытых источников
фото из открытых источников