Найти в Дзене
Елена Лисенкова

интересное из жизни знаменитостей (19-20 века). Рихард Вагнер

Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века) Вагнер Рихард (Вильгельм Рихард Вагнер) 1813-1883 годы жизни Молодость Рихарда Вагнера: Когда Вагнеру исполнилось восемь лет, умер отец. Его отец служил в полиции. Мать Вагнера вторично вышла замуж за актера Людвига Гейера. Маленький Вагнер посещал изредка театр, где Гейер играл роли предателей. Это были его первые драматические впечатления. В 1822 году его многочисленная семья переехала в Дрезден, где его сестра Розалия была оперной певицей. Вагнер постоянно вращался в артистической среде. Позднее мать с Розалией Вагнер переселились в Прагу, а Рихтер остался в Дрездене на попечении знакомых семьи. В доме, где жил Вагнер, жила молоденькая барышня, вызвавшая в нем полудетское чувство первой влюбленности. Когда она по воскресеньям приходила в семью, где жил маленький Вагнер, он немел от смущения. А однажды симулировал в ее присутствии обморок, чтобы она заметила Вагнера. В 1828 году Вагнер переехал в Лейпциг, куда его сестра Луиза,

Интересное из жизни знаменитостей (19-20 века)

Вагнер Рихард (Вильгельм Рихард Вагнер)

1813-1883 годы жизни

(Рихард Вагнер, 1883 год, Байройт)
(Рихард Вагнер, 1883 год, Байройт)

Молодость Рихарда Вагнера:

Когда Вагнеру исполнилось восемь лет, умер отец. Его отец служил в полиции. Мать Вагнера вторично вышла замуж за актера Людвига Гейера. Маленький Вагнер посещал изредка театр, где Гейер играл роли предателей. Это были его первые драматические впечатления. В 1822 году его многочисленная семья переехала в Дрезден, где его сестра Розалия была оперной певицей. Вагнер постоянно вращался в артистической среде. Позднее мать с Розалией Вагнер переселились в Прагу, а Рихтер остался в Дрездене на попечении знакомых семьи. В доме, где жил Вагнер, жила молоденькая барышня, вызвавшая в нем полудетское чувство первой влюбленности. Когда она по воскресеньям приходила в семью, где жил маленький Вагнер, он немел от смущения. А однажды симулировал в ее присутствии обморок, чтобы она заметила Вагнера. В 1828 году Вагнер переехал в Лейпциг, куда его сестра Луиза, тоже актриса получила ангажемент. Здесь, по словам самого Вагнера, на него имел большое влияние его дядя, филолог и переводчик «Царя Эдипа». Он находился под влиянием и театра и филологии. Он задумал большую драму, в которой действовали и Гамлет, и Макбет, и король Лир, и Гец фон Берлихенген. До этих пор он еще не занимался музыкой. «Дон –Жуан» Моцарта Вагнеру не понравился, из-за итальянского текста, а когда его сестра пела арию Церлины, он находил в ней что-то притворное. Когда Вагнер слушал Бетховенские симфонии, его неотступно преследовала мысль о несчастьях этого музыканта.

Любовь к музыке у Вагнера проснулась после оперы « Фрейшютц » Вебера, которая на него произвела потрясающее впечатление.

В 16 лет его деверь, посоветовал послать его к Гуммелю, но молодой Вагнер объявил, что не хочет учиться играть, а желает попробовать себя в композиции. Было решено поручить его музыканту Кристиану Мюллеру, игравшему в Лейпцигском оркестре. Не довольствуясь работами по гармонии, которые он должен был исполнять, он переписывал не известные партитуры Бетховена. В 1833 году впервые была исполнена его симфония. Воспоминание об этом вечере, всегда казались ему чудным сновидением.

Рихард Вагнер – Минна Планер:

Вагнера пригласили дирижировать оркестром в Магдебург. В труппе его сестры он познакомился с молодой певице Минной Планер, в которую влюбился.

После некоторых колебаний он решил жениться. Минна Планер не обладала каким-либо талантом, на театр она смотрела, как на средство к существованию. Попала она туда случайно. Не смотря на отсутствие таланта, ее внешние данные обеспечили ей некоторый успех. Легкость, с которой она переносила фамильярности театральных завсегдатаев, оскорбляла Вагнера.

Сомнения и ревность неоднократно побуждали его порвать с ней. Тем не менее, свадьба их состоялась в ноябре 1836 года.

Вагнер получил место капельмейстера, и супруги переехали в Кенигсберг. Брак их был не из счастливых. Претензии и кокетство Минны требовали расходов, денег не хватало, что вызывало постоянные скандалы. В мае 1837 года Минна собрала вещи, и, не предупредив Вагнера, уехала в Берлин. Вагнер выехал вслед за ней в Берлин. В Берлине Минны не оказалось. На обратную дорогу в Кенигсберг денег не было, и ему пришлось заложить последние вещи. Это возвращение в Кенигсберг осталось одним из самых тяжелых воспоминаний его молодости. Скоро Вагнер нашел свою жену у ее родителей в Дрездене.

Вагнеру предложили место капельмейстера в Риге. В Ригу он поехал один. Минна убежала из Дрездена с богатым купцом. Но скоро она раскаялась и умоляла мужа простить ее. Вагнер ответил ей, что никогда не заикнется о прошлом, в котором он, прежде всего, винил себя. И он сдержал слово. Супруги съехались в Риге. Но в семейной жизни Вагнер не был счастлив. Минну не интересовали дела мужа, она требовала от него только денег.

Очень скоро у Вагнера вышли неприятности с директором, и в конце марта 1839 года, он уехал из Риги.

В сентябре 1839 года он приехал в Париж, с рекомендательными письмами Мейербера к директору Большой оперы и к дирижеру. Благодаря этим письмам, Вагнер познакомился с музыкальным Парижем.

Но, ни опера, ни другие музыкальные учреждения не торопились принять молодого незнакомца. Вагнеру предложили написать один акт балета, совместно с другими композиторами. Он не согласился и вместо этого послал директору свою музыкальную тему «Летучего Голландца». В одном из концертов были исполнены две его увертюры «Фауст» и «Христофор Колумб». Оперные дирижеры нашли их слишком неопределенными для парижской публики. Исполнение было посредственное и впечатление ничтожно. После этого поражения Вагнер чувствовал, что ему нечего делать в Париже. В начале 1842 года дирекция дрезденского театра известила его о скорой постановке его « Риенци». Время испытаний подходили к концу.

Вагнер в творческом вдохновение. Карикатура Фридриха Гоуля (Вена).
Вагнер в творческом вдохновение. Карикатура Фридриха Гоуля (Вена).

Рихард Вагнер и Матильда Везендонк:

Муж госпожи Матильды Везендонк был совладельцем шелкопрядильной фабрики в Нью-Йорке. Но с 1851 года, для постоянного жительства, супруги Везендонк выбрали Цюрих. В то время когда ни один издатель не брал издавать произведения Вагнера, и он был окружен всеобщим скептицизмом и равнодушием, чета Вазендонк оценила музыку Вагнера. Вазендонки помогли ему материально и познакомили его с высшим обществом Цюриха. В 1857 году чета Везендонк для Вагнера и его жены предоставили дом рядом со своей виллой. Вагнер и его друзья называли этот дом «Asyl». Вот так он описывал его Листу: «Мой рабочий кабинет убран с тем педантическим и изысканным комфортом, который так хорошо знаком всем моим друзьям; письменный стол помещается у большого окна, откуда открывается чудный вид на озеро и Альпы; вокруг меня тишина, и ничто не нарушает моего покоя». Обыкновенно то, что Вагнер сочинял утром, он проигрывал вечером на вилле. В стенах роскошной виллы Везендонк собиралось всё лучшее общество Цюриха. Гости восторгались композитором. Но особенно восторженно относилась к нему сама хозяйка дома.

Матильда Везендонк была очень хороша собой: у нее было красивое лицо, темные, мечтательные глаза и сильный, приятного тембра голос. Она говорила о себе, что до приезда в Цюрих не обладала никаким музыкальным образованием, и знакомство с Вагнером было для нее настоящим откровением.

Матильда Везендонк
Матильда Везендонк

Вагнер влюбился в Матильду Везендонк, между ними завязалась романтическая дружба. Об этом времени он писал Листу: « для меня ясно, что я никогда более не дам ничего свежего; та далекая пора цветения дала такие обильные зачатки, что мне остается только их лелеять, чтобы они дали пышный цвет». В эти года он написал «Кольцо Нибелунгов», «Тристан и Изольда» и первую партитуру «Парсифаля». Вагнер не считал себя вправе разбивать семейное счастье Матильды. Слишком многим он был обязан Отто Везендонку. Но борьба чувств с долгом не легко давалась Вагнеру. Вагнеру пришлось расстаться с любимой и боготворившей его женщиной. В 1862 году он пишет Листу: « что меня в эти годы бодрило и давало переносить совместную жизнь с Минной, несмотря на громадное несходство наших натур, это любовь другой женщины… Так как и речи не могло быть о том, чтобы нам когда-нибудь можно было соединиться, то наша глубокая взаимная привязанность принимала тот мрачный меланхолический характер, который удаляет всякое помышление о чем-нибудь обыкновенном и низменном, и при котором каждый из любящих полагает все свое счастье в благополучии другого». Жена Вагнера - Минна, не понимала Вагнера. Женщина недалекая, капризная, ревнивая, не скрывала, что ее совсем не интересовала музыка мужа, и требовала от него денег и только денег.

Вагнер решил уехать из Цириха – «так как стало очевидным, что обе женщины решительно не уживались в таком близком соседстве». Это же стало причиной окончательного разрыва между Вагнером и его супругой Минной. Вагнер уехал. Из Парижа он отослал Матильде Везендонк первый акт «Тристан и Изольда» с посвящением: «Тристана и Изольду, их слезы и поцелуи, я кладу к твоим ногам, чтобы они славили ангела, который вознес меня на такую высоту!»

Козима Вагнер и Ницше:

Вторая жена Рихарда Вагнера – Козима Вагнер, дочь Ференца Листа. Козима Вагнер – почетный доктор философии Берлинского университета.

Ницше, когда был уже профессором филологии в Базельском университете, увлекся Вагнером, он его считал музыкальным гением. Но поклонение Вагнеру было у Ницше недолгим. В одной из своих статей, говоря об исторических гениях, Ницше не привел, в виде иллюстрации, имени Вагнера. Козима Вагнер упрекнула Ницше, напомнив ему, что он очень многим обязан в своем развитии ее мужу и ей. В этих словах была своя правда и поэтому они оскорбили Ницше. Между Ницше и Вагнером произошел полный разрыв. Однако, Фроманталь Галеви считал, что причина ссоры в том, что Ницше любил Козиму, и ему было трудно оставаться другом человека, которого он ревновал к его собственной жене. Ницше написал небольшую поэму, где Ариадну, брошенную Тезеем спасает любящий ее Дионис, под Дионисом Ницше всегда подразумевал себя, в лице Тезея – Вагнера, а Адриадна – Козима. Одно из последних писем, написанное Ницше на пороге безумия, было послано Козиме Вагнер, и содержало слова: «Адридна, я люблю тебя!».

фотография 1910 года, Козима Вагнер.
фотография 1910 года, Козима Вагнер.

Сын Козимы и Рихарда Вагнер: Зигфрид Вагнер, композитор.

Зигфрид Вагнер, рисунок сделан к его концертам в Петербурге.
Зигфрид Вагнер, рисунок сделан к его концертам в Петербурге.