Найти тему
ПАНТОГРАФ

«Машки» на земле Гашека

Речь пойдет о чехословацких аналогах тепловоза М62. В России данный локомотив принято называть «машка», в Чехословакии за ним закрепилось иное прозвище - «Сергей». Тепловозы были аналогичны тем, что поставлялись в Восточную Германию, где имели серию BR120. В Чехословакии тепловозы первоначально получили серию Т679.1, это были машины предназначенные для европейской колеи 1435 мм, помимо них чехословацкие железные дороги получили тепловозы на колею 1520 мм для работы на ширококолейной линии «Ужгород – Ганиска при Кошицах», которая первые годы была не электрифицирована (насчет указанной линии направлю на свой материал «Нестандартный словацкий электровоз на широкую колею»). Тепловозы, рассчитанные на колею 1520 мм, получили серию Т679.5. Впоследствии все локомотивы Т679.1 были переименованы в 781 серию, а тепловозы Т679.5 получили новую серию 781.8. Первые тепловозы поступили на чехословацкие железные дороги в 1966 году. Их поставка завершилась в 1979 году.

Музейные тепловозы с номерами 168 и 600 в Чехии
Музейные тепловозы с номерами 168 и 600 в Чехии
Музейные тепловозы 168 и 312 в Словакии
Музейные тепловозы 168 и 312 в Словакии

«Сергеи» были предназначены для вождения тяжеловесных поездов. Аналогичной цели служили чехословацкие тепловозы серий Т678.0 и Т679.0, но исходя из себестоимости производства и по директивам СЭВ производство дизельных локомотивов для вождения тяжеловесных поездов на железных дорогах восточного блока было закреплено за СССР. В итоге было изготовлено 17 и 27 единиц Т678.0 и Т679.0 соответственно.

Пульт управления
Пульт управления
Дизельный отсек
Дизельный отсек

Первая партия тепловозов «Сергей» состояла из 50 локомотивов, причем половина из них была рассчитана на колею 1520 мм. Всего в ЧССР было поставлено 601 единица (599 штук для чехословацких железных дорог, тепловоз T 679.5026 для ВСЖ Кошице и тепловоз T 679.5027 для электростанции Вояны). Машины имели номера 001-353, далее 355-374 и 400-600. Номера от 375 до 399 были зарезервированы для машин, поставленных на колею 1520 мм (T 679.5001 - 5025). После переоборудования машин с колеи 1520 мм на колею 1435 мм все локомотивы получили новые номера из числа зарезервированных. Тепловоза с № 354 не существовало.

Списанный тепловоз в Чехии
Списанный тепловоз в Чехии
781 462 в Чехии
781 462 в Чехии

Тяжелые, мощные локомотивы Т679.1 были очень популярны в эксплуатации, особенно из-за их надежности. Они были шумными, сильно коптили, у тепловозов был выше расход топлива и значительно более высокий уровень потребления моторного масла, но комфорт локомотивной бригады был на хорошем уровне, кабина была хорошо изолирована, минимально ощущалась вибрация.

Чехословацкие железные дороги
Чехословацкие железные дороги

Основные проблемы этих тепловозов на чехословацких железных дорогах были связаны с воздействием на путь и балласт. В некоторой степени эта проблема характерна для всех локомотивов с трехосными тележками. Для «Сергеев» данная проблема была обнаружена на рубеже семидесятых - восьмидесятых годов. Все железнодорожные линии в Чехословакии были разбиты на группы, допускающие определенное воздействие на путь и балласт, и соответственно весь подвижной состав с учетом этого фактора также был разбит на группы. С учетом особенностей хода тепловоз Т679.1 (781) был включен в группу с повышенным воздействием на путь.

Музейный тепловоз
Музейный тепловоз
Музейный тепловоз
Музейный тепловоз

В процессе эксплуатации тепловозов был выявлен износ бандажей. Для обеспечения безопасности движения поверхность катания колеса должна точно поддерживать предписанный геометрический профиль. Для чего при обслуживании тепловозов серии Т679.1 необходимо было проводить обточку колесных пар. В Чехословакии проводили указанную операцию без снятия колесной пары с тележки, использовалась движущая сила тягового двигателя локомотива и специальные токарные станки. Благодаря этому тепловоз выводился из эксплуатации на время указанной операции на минимальное время, обычно менее 24 часов.

Тепловоз 781 серии в Чехии
Тепловоз 781 серии в Чехии

Еще одной проблемой стала массовая неисправность направляющей колесной пары тележки (первая колесная пара в направлении движения). Вначале грешили на технологию обточки колесных пар, которая могла приводить к указанной неисправности. Однако выяснилось, что из-за особенностей конструкции тележки необходимо было смазывать некоторые ее части.

Тепловоз в нестандартной окраске в Словакии
Тепловоз в нестандартной окраске в Словакии

После разделения дорог на чешскую и словацкую, локомотивы прослужили до 1999 года и были списаны. Сохранилось в качестве музейных 6 тепловозов: 781.168 в Словакии, железнодорожный музей, депо Вруткы, 781.312 в Словакии, железнодорожный музей, депо Гуменне, 781.529 — чешские дороги, депо Летоград, 781.578 в Кладно, 781.592, народный технический музей, депо Хомутов, 781.600, железнодорожный музей Лужна у Раковника.

ДДН. Фото из свободного доступа сети «Интернет».

Другие материалы канала по теме транспорта:

Албанские "Чмухи".

Железнодорожное Закарпаття - 2011

Мой первый рельсовый автобус.

-12