О ценности института семьи в современном обществе красноречиво говорят цифры - по последним данным Росстата, в прошлом году на 917 тысяч браков в России пришлось 528 тысяч разводов. Для церкви это - тревожные показатели. Почему христиане выступают за нерушимость брачных уз?
Ещё более двух тысяч лет назад Иисуса Христа спрашивали: по какой причине можно разводиться с женой? Об этом написано в Евангелии от Мф. 19:1-10.
Вопрос фарисеев таил в себе подвох с целью подорвать авторитет нового Учителя. Если бы Иисус подтвердил греховность развода, они объявили бы Его противником великого пророка Моисея. Если бы сказал, что разводиться можно, то отрёкся бы от собственных слов касательно брака в знаменитой Нагорной проповеди.
Но Иисус направил внимание слушателей на Божий замысел о браке и призвал их стремиться хранить семейные узы, а не развязывать их при первом же ощущении дискомфорта.
Человек защищает то, что представляет для него ценность. И если мы осознаём ценность брака, мы будем бороться за его благополучие и сохранность до последнего - так, как врачи сражаются за жизнь больного.
В чем же ценность брака?
Брак ценен, ибо он — дело Бога
"Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?"
Брак — не человеческое изобретение, но творение Бога.
Первый человек не думал о браке. Вряд ли Адам считал свое одиночество трагедией. Ему некогда было скучать, ведь у него было поручение от Творца - дать имена всем представителям животного мира. Его не тяготили плотские заботы и помыслы, он был чист и здоров, и не видел других людей, которые ходили бы парами и заставляли его чувствовать себя чего-то лишённым.
Бог первым увидел нужду Адама в браке: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему", - Быт. 2:18.
Бог ничего не делает случайно. Кто-то из святых сказал: "Создал помощницу не из головы, чтобы не господствовала, и не из пяты, чтобы не была рабой, но из ребра, чтобы была помощницей". Первые люди были созданы разными, но равными!
Бог создал брак с определёнными целями. Это:
- развитие дара управления. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле", - Быт. 1:26-28.
- развитие взаимной любви и поддержки. "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся", - Еккл. 4:9-12.
- взаимное наслаждение. "Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно", - Прит. 5:18,19.
"Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем", - Еккл. 9:9.
- обретение потомства. "Но не сделал ли того же один, и в нем пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей", - Мал. 2:15.
После грехопадения добавились еще две цели брака:
- предупреждение аморальности. "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа <...> Если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться", - 1 Кор. 7:1,2,9.
- уподобление Христу. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа", - Еф. 5:22-33.
Если вы будете расценивать свой брак как уникальное Божье творение, вы будете хранить его! Почему в музее Лувра хранят безголовую скульптуру Ники Самофракийской? Или Критоса без носа, губ и подбородка? Почему они считаются шедеврами, несмотря на серьёзные повреждения? Ответ простой – они были сделаны величайшими мастерами древности, и, даже будучи повреждёнными, сохраняют отблеск их гения. Брак остается Божьим творением, хотя из-за грехопадения в нём многое нарушено и он полон конфликтов и трагедий. Но даже в повреждённом состоянии он остаётся Божьим шедевром, который нужно охранять.
Брак ценен, ибо даёт человеку больше, чем могут дать отец и мать
Отец и мать дают детям свою любовь, кров над головой, одежду, питание, образование, за что их следует всегда благодарить. Однако человеку требуется нечто большее, что способен подарить только брак.
Брак даёт человеку его дом. "И сказал: посему оставит человек отца и мать…"
Оставит не ради жажды приключений, а ради собственного дома. Родительский дом - очень дорогое для человека место, в нём он ощущает себя любимым, принятым, защищённым. Однако слишком долго находиться в нём опасно!
Собственный дом – это не стены и не крыша над головой. Родители могут подарить сыну или дочери квартиру, но не могут подарить дома в библейском смысле этого слова. Собственный дом – это семья, обогащающая человека опытом любви и единения.
Брак дает человеку новый статус. "…и прилепится к жене своей".
Мужчина обретает статус главы семьи. Это великая ответственность!
Быть главой жены при том, что она лучше всех на свете знает недостатки своего мужа и одержима навязчивым желанием их искоренить — это так же сложно, как быть президентом страны, где оппозиции дана свобода для критики и демонстраций. В этих непростых условиях нужно уметь сохранить выдержку, мудрость и не позволить людям и обстоятельствам "раскачать лодку".
Быть главой – значит, научиться понимать жену с полуслова, или вообще без слов, а иногда и вопреки её словам.
Но самая главная обязанность мужа – быть в подчинении Христу. "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог", - написано в 1 Кор. 11:3. Пожалуй, это самая важная часть мужских обязанностей. Семейные проблемы чаще всего имеют духовную природу и должны решаться духовными методами. Бог обещал: "Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих", - Исх. 23:22. Когда мужчина не знает Бога, он абсолютно не способен справиться с изощрёнными искушениями, либо отказывается от статуса главы семьи: пусть жена командует, а мне и на диване неплохо. Духовный авторитет – вот что помогает жене принять главенство мужа.
Жена получает от Бога статус помощницы. Короля создаёт свита, а мужа мужчиной делает жена.
Это очень тонкое искусство — поощрять его принимать решения, позитивно оценивать их, переносить безропотно его провалы и продолжать доверять ему.
Наконец, брак дарит родительский статус. Иметь детей — великое счастье! И если бы Адам и Ева не согрешили, задавались ли мы вопросом, сколько иметь детей? С каждым ребенком в дом входило бы новое счастье.
Воспитание детей — огромный труд, и в нем главную роль играет пример родителей.
Брак ценен, потому что учит настоящей любви
"…и будут два одною плотью".
Речь идет в первую очередь о душевной привязанности супругов, за которой следует и физическое единство. Одна журналистка не без основания заметила: "Только Адам и Ева могли бы быть идеальной парой. Адаму не приходилось слушать рассказы о мужчинах, за которых Ева могла бы выйти замуж, а Еве — о том, как хорошо готовила его мама"! Все остальные семейные пары далеко не идеальны и если бы не "клей любви", люди ни за что не создавали бы семьи.
Однако "клей любви" бывает двух сортов: непрочный и прочный. Непрочный — это плотская любовь, которая ищет симпатичного, здорового, умного, доброго — словом, идеального партнера. Основной её мотив — "попользоваться" другим для собственного блага. Но проходит время, красота приедается или вянет, доброта теряет терпение и уходит, здоровье исчезает. Человек остается со своими немощами и пороками, которые режут, колют, мешают жить. Плотская любовь делает, в конце концов, несчастным и одиноким.
"Клей" плоти – самый ненадёжный в мире. Кто принимает вспышку страсти за любовь, ещё не знает любви. А настоящей любви нужно учиться.
Если научиться любить по Божьему замыслу, то брак станет песней. Но популярные книги психологов не помогут во всем. Лучший пример любви - Иисус Христос.
"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё", - писал апостол Павел, наставляя мужчин в Ефесе.
Христос любил до самопожертвования. Он принёс Себя в жертву, чтобы грешник мог очиститься и освятиться. Господь способен долго ждать отклика и снисходить к бессилию человека ответить Богу той же мерой любви.
Муж должен подражать жертвенной Христовой любви. И совсем необязательно ожидать особого случая для проявления героизма. Афорист Лешек Кумор заметил: "Кто готов принести жертву, всегда найдет подходящий алтарь. Брачную клятву о любви и верности надо заменить клятвой о готовности мыть посуду и выносить мусор". Многим мужчинам такие жертвы не под силу! А их нужно приносить каждый день.
Подумайте о мужах Библии. Авраам пожертвовал привязанностью к Измаилу ради Сарры. Иосиф, не ведавший о беременности Марии от Духа Святого, был готов пожертвовать репутацией благочестивого человека, но только не предать её суду.
Если мужчина учится любви через жертву, то женщина учиться любить повиновением.
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём", - Еф. 5:22-24.
Любой мужчина жаждет внимать этому языку любви. Когда женщина говорит на нём, он уверен, что она его любит. Но как нелегко женщинам освоить этот язык! Кому-то легче выучить двадцать иностранных языков, чем один язык повиновения! Когда их желания совпадают с просьбой мужа: "Пойди, купи себе новое платье!", повиноваться легко. Но если муж просит о чем-то неприятном, к примеру: "Не говори плохо о моем друге", повиновение сразу куда-то исчезает.
Современные женщины стали более эгоцентричными. Инициатива большинства разводов идёт по преимуществу от женщин. Только треть браков распадается из-за алкоголизма мужей, а 2/3 - от психологических причин. Женщины больше любят себя, чем своих мужей. Они не видят в них глав, поставленных Богом, и пытаются создать свою модель брака, в которой нет места подчинению. Но выходя из подчинения Богу, женщина лишается Его защиты и становится жертвой сатанинского обольщения.
В 1620 году раввин из Познани Ицхак бен Эльяким написал для своей дочери книгу "Доброе сердце", в которой, среди прочего, содержались "9 заповедей хорошей жены". Эти заповеди не потеряли своей актуальности и в наше время и вовсе не грех женщинам освежать их в памяти регулярным прочтением.
1) Будь осторожна, когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни весёлой, ни сварливой — улыбайся и говори тихо;
2) Не заставляй своего мужа ждать еду. Голод — отец гнева;
3) Не буди его, когда он спит;
4) Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела;
5) Храни его секреты. Если он хвастает, держи и это в тайне;
6) Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей;
7) Не возражай ему и не утверждай, что твой совет лучше, чем его;
8) Не ожидай от него невозможного;
9) Не говори ничего такого, что задевало бы его. Если ты будешь обращаться с ним, как с царём, он будет относиться к тебе, как к царице.
Брак ценен, ибо он скрепляется Богом
"…так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".
Мудрый Соломон, говоря о браке, привёл хорошую аналогию: "…и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся", - Еккл. 4:12. Бог — это третья нить брака. Он даёт силы его созидать.
Человеческие нити сами по себе непрочны, но Божья нить скрепляет их.
Дорожите браком, потому что Сам Бог принял участие в его создании и не огорчайте Его неправомерным разводом! Брак – Божья собственность и только Он имеет право его расторгнуть через смерть или через греховный произвол неверующего человека: "Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь", - 1 Кор. 7:15. Попуская неверующему оставить свою половину, Бог избавляет верующую от постоянных скандалов и нервотрёпок.
Брак ценен, потому что он открывает человеку глаза на порочность собственного сердца
"Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так".
Вопрос о разводе подняли учителя закона, самые святые люди в глазах общества. Будучи сведущими в тонкостях Писания, они разбирались и в некоторых тайнах человеческих отношений. Женщина никогда не соответствовала их критериям порядочности и праведности, а потому с ней было не грех и развестись. Они смотрели на неё с точки зрения своего права на счастье. А вот жена могла принудить мужа развестись с ней, если он имел какую-нибудь отвратительную болезнь (например, проказу), или если он был дубильщиком кож, что было связано с собиранием собачьего помёта, или если он предлагал ей покинуть Святую землю. Но в общем закон гласил, что право требовать развод полностью принадлежит только мужу.
Потом, сам процесс развода был чрезмерно прост. Разводное письмо представляло собой простое заявление в виде одного предложения, гласившего, что муж отпускает свою жену. Единственной гарантией против такой простой процедуры развода было то, что женщине нужно было возвратить приданое.
Одна из важных проблем развода у иудеев связана с Моисеевым законом. В этом законе сказано, что муж может развестись со своей женой, если "она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней "что-нибудь противное". По этому вопросу среди иудейских раввинов существовали ожесточённые разногласия, и именно здесь хотели втянуть Иисуса в дискуссию, задав Ему вопрос.
Школа Шаммая считала, что выражение "что-нибудь противное" значит блуд, внебрачные связи, и только по этой причине можно развестись с женой и отослать её. А Школа Гиллеля толковала это выражение самым широким образом: её последователи считали, что муж может развестись со своей женой, если она испортила ему обед, если она ходила непричёсанная, если она говорила на улице с мужчинами и так далее.
Как и стоило ожидать, предпочтение отдавали школе Гиллеля. Брачные узы не были прочными, и разводы по самым банальным поводам становились обычным делом.
Жёсткое сердце требует самоублажения и почтения, любит мстить, выискивать оправдания к разводу. Но Божье отношение к человеку не таково.
"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - Мф. 5:44-48.
Бог может восстановить брак из пепла, когда ваше сердце будет исполнено Его любовью!
Автор: Антон Чумаков
Подписывайтесь и расскажите о нас друзьям - это ещё не всё!