Найти тему

5 лучших фантастических романов написанных в СССР

Советские писатели-фантасты не слишком жаловали романную форму. Подавляющее большинство произведений братьев Стругацких, Кира Булычёва, Александра Мирера и прочих советских авторов — это повести или сборники рассказов. Исключения, разумеется, есть: много романов у Георгия Мартынова или Александра Казанцева, но, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Есть романы и у вполне приличных авторов, таких как Сергей Снегов, но и они до уровня книг Стругацких или Ефремова всё же не дотягивают.

В СССР издавались отнюдь не только шедевры. В том числе и в фантастике
В СССР издавались отнюдь не только шедевры. В том числе и в фантастике

Итак, если ограничиться именно романами и выбрать среди них пять лучших, написанных советскими авторами фантастики, каков будет получившийся список? Разумеется, у каждого читателя — свой. Однако, всё же постараемся его составить, не претендуя на истину в последней инстанции.

Иллюстрация к журнальной публикации «Часа Быка», 1968 г.
Иллюстрация к журнальной публикации «Часа Быка», 1968 г.

На первом месте я бы поставил книгу Ефремова «Час Быка». Чисто литературно она написана лучше и сюжет в ней интересней, чем в знаменитой «Туманности Андромеды» того же автора. Кроме того, персонажи этого романа более живые, особенно жители планеты Торманс. А в лице Чойо Чагаса Ефремову, пожалуй, удалось создать самый обаятельный образ диктатора во всей советской литературе.

Современный фанарт по мотивам «Града обречённого».
Современный фанарт по мотивам «Града обречённого».

Следующим автором, разумеется, будут братья Стругацкие. Из их романов лучшим можно назвать «Град обречённый». Другие романы этих писателей: «Хромая судьба» и «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя», конечно, тоже хороши. Но «Град обречённый» как текст, как мир, в нём показанный, и как история героев этого произведения, интереснее и поэтому, на наш взгляд, лучше.

Классическая иллюстрация Евгении Стерлиговой к «Голубятне на жёлтой поляне».
Классическая иллюстрация Евгении Стерлиговой к «Голубятне на жёлтой поляне».

Следующий автор также не вызывает сомнений. Крапивин и его роман-трилогия «Голубятня на жёлтой поляне». Это одна из лучших книг Крапивина и безусловная классика советской литературы в целом. Тексты Крапивина сложно отнести к какому-то одному жанру, в них обычно присутствуют разные элементы: приключенческий, бытовой и фэнтези. Но данная трилогия безусловно относится к фантастике, причём вполне научной. Её главный герой книги является космонавтом, оказавшимся в параллельном мире.

Обложка первого книжного издания романа Савченко.
Обложка первого книжного издания романа Савченко.

Четвёртый роман — «Чёрные звёзды» Савченко. Это одна из его первых книг, она написана в 1958 году. Впоследствии автор издал ещё немало произведений, в том числе и романов, также ставших классическими — например, «Открытие себя». Но именно в «Чёрных звёздах» лучше всего показан научный поиск и творческая атмосфера конца 1950 – начала 1960-х. Причём если у Стругацких в повести «Понедельник начинается в субботу» та же тема раскрыта в юмористическом ключе, то в романе Савченко она абсолютно серьёзна.

Иллюстрация к роману «Чёрные звёзды».
Иллюстрация к роману «Чёрные звёзды».

В романе Савченко наглядно продемонстрирована возможность катастрофы, вызванной непредвиденной случайностью в процессе исследования нового физического процесса — тема ещё одной повести Стругацких, «Далёкая радуга». Но у Стругацких действие происходит в далёком будущем и на другой планете, а у Савченко — здесь, на земле, и его герои являются современниками автора. Кроме того, в этой книге отлично передана атмосфера Холодной войны и связанной с ней ядерной, а потом и космической гонки. Всё это делает данный роман, при всей фантастичности его тематики, весьма реалистичным отражением эпохи, в которую он был написан.

Кульминационный момент книги Громовой.
Кульминационный момент книги Громовой.

Последним номером в нашем коротком списке идёт роман Ариадны Громовой «Мы одной крови — ты и я!» На многих читателей эта книга произвела сильное впечатление. Её можно сопоставить с другой классикой советской литературы, повестью Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». В романе Громовой всего одно фантастическое допущение, служащее вполне конкретной цели — усилить гуманистический посыл текста. Может показаться, что автор слишком давит на эмоции (в том же самом часто обвиняют повесть Троепольского), но в данном случае это вполне оправдано, поскольку рассуждать о подобных «цепляющих» читателя предметах, как жестокость по отношению к домашним животным, без эмоций попросту невозможно.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.