Найти тему
Tutor for the soul

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ

Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг. Эта тема вызывает огромный интерес, ведь реальная жизненная практика, опыт деятельности образовательных учреждений демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является использование сбыта и продвижения услуг образования.
Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также платность дополнительной образовательной услуги в государственных и муниципальных учреждениях.

Товаром является рабочая сила, обладающая способностью к труду, а заработная плата выступает в качестве цены этого товара в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает оплату не за весь труд, а только за тот, который необходим. Экономическая природа заработной платы состоит в том, что за счет этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспечивающие процесс воспроизводства рабочей силы.

К. Маркс установил, что величина заработной платы не сводится к физиологическому минимуму средств существования, она зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности и интенсивности труда, его сложности и от рыночной конъюнктуры. Ещё одна группа экономистов поддерживает идею, что рабочая сила является общественной собственностью. Труд выступает в качестве средства к жизни каждого трудоспособного индивида, но подобного рода сила принадлежит обществу.

Ученый Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» .

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?

В целом под образовательными услугами понимают-совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения».

Я считаю, что можно выделить следующие виды образовательных услуг.

  • По длительности предоставления:

-долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
-среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
-краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).

  • По используемым методам обучения:

-традиционные,
-программы проблемного обучения,
-программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.

  • По способу оплаты услуг:

-платными и бесплатными.

На мой взгляд у образовательных услуг есть свои отличительные черты, присущие только им.

  1. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, они относятся к категории "общественных благ (товаров). Можно сказать, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
    1)общественный товар, предоставляемый основной частью образовательных учреждений;
    2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги, существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.
  2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.
  3. Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
  4. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося.Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.
  5. А. Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то,что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг .
    6.И в заключение упомянем,что образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением.

Таким образом бесплатное образование в прошлом- превратили в платную услугу в настоящем. Постепенно это становится актуально на рынке услуг, а спрос на эти услуги с каждым годом все выше.