С началом режима самоизоляции обеих моих сестер перевели на дистанционное обучение. Одна из них учится на последнем курсе колледжа, а вторая в пятом классе. Прошло почти два месяца и настало время рассмотреть дистанционное образование с точки зрения ребенка, студента и старшей сестры (мое мнение подкрепляется позицией нашей мамы).
Школа
Обучение в школе в нашем случае построено по простой схеме: учителя отправляют задания из учебника, которые нужно выполнить, иногда прикрепляют объясняющие видео на YouTube, изредка нужно выполнять тесты на других платформах. В самом начале, когда еще было непонятно, как и что работает, приходилось постоянно регистрироваться на каких-то образовательных платформах и сайтах по типу "Фоксфорда". Физкультура проходит в форме тестов, иногда просили попрыгать на скакалке и отправить учителю доказательство. Что делали дети без скакалок, я не знаю.
Наша пятиклассница смогла выделить не так много плюсов в домашнем обучении: ей нравится, что она может поспать утром на час-полтора дольше и в любое время пойти в туалет, выпить воды и перекусить прямо во время уроков.
А вот минусы для нее оказались существенней. Во-первых, она не так хорошо усваивает учебный материал, как раньше (но учителя устраивают дополнительные консультации, на которых пытаются решить все вопросы), во-вторых, ей очень не хватает общения с одноклассниками и друзьями - они встречаются на конференциях в Zoom. Очень актуальна помощь старших - просит подмоги у мамы и сестер.
А теперь о недостатках, которые могу выделить я:
- У сестры постоянный доступ к телефону, поэтому после окончания уроков в 14:00 она долго делает домашние задания. Может тихонько сидеть и смотреть сериал, а вечером, когда я расслабилась и хочу отдохнуть, завалить кучей вопросов. Ребенку 11 лет, это практически подростковый возраст, на попытки контроля не всегда реагирует спокойно.Ну и конечно, бывают приступы лени.
- Часто были какие-то проблемы с платформой. Больше всего раздражало, когда по техническим причинам не загружались фото на Школьный портал, а учительница оборвала маме телефон и просила еще раз попробовать. Вообще, все эти системы кажутся непродуманными и оказались не готовы к большому наплыву пользователей. Интересно, почему? Ведь на данный момент в школах нет дневников и все задания перенесли в Школьный портал, который по идее ежедневно принимает такое же количество учеников.
- Было такое, что классный руководитель мог позвонить в 9 вечера и начать объяснять, как и где нужно зарегистрироваться. Жалко учителей - им нужно с каждым родителем разбираться и контролировать, как ученики отправляют свои домашние задания (серьезно, учитель писал в родительский общий чат, каким детям срочно нужно скинуть домашку на проверку), помогать, объяснять и при этом выполнять указания "сверху". Но все равно, зачем звонить вечером?
- То, что не коснулось нас, но я уверена, что почувствовали другие - отсутствие техники. До сих пор не во всех семьях есть компьютеры и ноутбуки (у меня в классе был такой мальчик), а если в семье три школьника? Были времена, когда на семью из пятерых у нас был один маленький тормозящий нетбук. Как решают эту проблемы родители, даже не знаю (в реальности, а не по рассказам из телевизора).
Вывод: школа лучше, там материал хорошо усваивается, есть возможность подойти к учителю после урока и, конечно же, веселые тусовки на переменах.
Колледж
Напомню, моя сестра учится в колледже на последнем курсе, ей уже 20 лет. Она выделила следющие плюсы дистанционного обучения:
- Ты сидишь дома, не тратишь деньги на проезд и еду в столовой - раньше на это уходило не менее 200 рублей в день.
Есть экономия сил - у сестры есть обязательные предметы, которые занимают шесть часов в неделю, но объективно они ей вряд ли пригодятся. На дистанционке она старается поскорее выполнить задания и отправить, это приятнее, чем сидеть на скучных парах.
Но минусы также есть, и их достаточно:
- Нужно рано просыпаться, но все равно позже, чем обычно (прим. - на пары сестра вставала в 5-6 часов утра, ее дорога состояла из автобуса, электрички и пешей прогулки, сейчас она просыпается примерно в 8 часов)
- Все задания нужно сдавать строго в срок, а система временами тормозит (и вообще, на мой взгляд, она очень сырая).
- Учителя дают задания на час и если ты не успеешь его выполнить, форма загрузки закроется и ты никак его уже не отправишь, следовательно, останешься без оценки.
- Преподаватели не дают четко сформулированной инфоромации - нет инструкций, объяснений, как будто они и сами не знают, что с нами делать. Мы спрашиваем их всей группой, но прямых ответов все равно не получаем.
- Сильно увеличилась нагрузка, раньше можно было выехать за счет ответа на уроке, а сейчас мы пишем множество конспектов, которые не очень и нужны.
И самый большой минус: конкретно в моем колледже мы месяц ничего не делали, а сейчас нам выставили огромный список заданий, которые нужно сдать в кратчайшие сроки. Так, у нас была предусмотрена майская практика в школе (прим. - сестра будущий учитель начальных классов), которая отменилась по понятным причинам и нам сказали, что оценки за нее выставят по текущим. Сейчас же разговор другой - нужно за месяц подготовить 40 конспектов к урокам без помощи методиста и опытного учителя, а требования по качеству у нас высокие.
Вывод: несмотря на все минусы, сестре очень нравится, что ей пока не нужно вставать в 5 утра, чтобы приехать на учебу вовремя :)
А какие выводы по дистанционному образованию можете сделать вы?