Картина «Без названия (Динамическое напряжение)» открывает подробности дружбы двух великих людей XX века — и, кажется, отсылает к их увлечению фитнесом. Дружбу Энди Уорхола (1928-1987) и Жан-Мишеля Баския (1960-1988) нельзя назвать легкой. В их первую встречу Уорхолу было около 50-ти, а Баския еще был подростком. Молодой человек продавал расписанные им лично футболки, сидя на улицах Гринвич-Виллидж. Уорхол встречал Жан-Мишеля то в одном месте, то в другом — и, как потом напишет дневнике, «заплатил бы за работы Баския не больше 10$».
Но к 21 году Баския становится самым востребованным художником в Нью-Йорке. Изящные, выполненные в технике граффити картины и рисунки сделали Жан-Мишеля звездой. Тогда они с Уорхолом подружились, — и уже через полтора года стали неразлучны. Именно в этот период — с середины 1983 до конца 1985 — Баския завершил работу над холстом «Без названия» («Динамическое напряжение»), и Уорхол быстро купил картину. Юный художник любил создавать пеструю смесь из разных мотивов. Система из двух блоков перекрывает гирю весом 250 фунтов — композиция была названа «динамическое напряжение».
Художник-самоучка Баския высоко ценил историю искусств — его работы полны отсылок к творениям Леонардо да Винчи. «Без названия» не стала исключением — отчасти картина вдохновлена набросками из тетради великого мастера Ренессанса.
Важно заметить: в этот период на многих картинах Баския появляется 250-фунтовая гиря. Все потому, что в 1982 году он ненадолго переехал в Лос-Анджелес — готовил собственную выставку. Баския снял студию в районе Венис-Бич — у того самого пляжа, где родился американский фитнес-бум. Там художник каждый день видел поклонников фитнеса, а в руке у них всегда были гантели по 250 фунтов веса. Именно к этой знаменитой фитнес-практике и отсылает нас Баския — как изображением гири, так и названием (dynamic tension). Динамическим напряжением называется комплекс упражнений самообороны, популярный в 1950-60-х годах. Так в едином, типично гениальном образе Баския соединяет старое и новое, классическое и современное, Флоренцию и современную ему Калифорнию.
Дружбу Баскии и Уорхола часто изображают как отношения ученика и наставника. В первое время «старший» художник и сам, возможно, видел это таким образом: он говорил о Баския как о «совершенно сумасшедшем, но милом и очаровательном» молодом человеке. Уорхол также был арендодателем Баския: он сдавал Жан-Мишелю двухэтажное помещение на Грейт-Джонс-стрит в Манхэттене. Баския использовал его как квартиру и студию. А к осени 1985 года художники уже были наравне. Вместе они создают 16 картин и выставляют в галерее Тони Шафрази. Экспозиция долго была на слуху, а их друг и коллега Кит Харинг назвал коллаборацию Уорхола и Баския «глубоким юмористическим исполнением и, одновременно, простой болтовней».
Выставка получила смешанную реакцию, а отношения двух художников начали постепенно остывать. В ноябре 1985 года Уорхол без сожаления напишет: «Жан-Мишель не звонит мне уже месяц — я думаю, это действительно конец».
В феврале Уорхол внезапно умрет от осложнений после операции на желчном пузыре. «Без названия» (Динамическое напряжение) относит к временам теплой дружбы художников. Более того, этот период — безусловно, пик карьеры Жан-Мишеля Баския: считается, что 1982-1983 гг. были лучшими годами его творчества.
По материалам Christie’s текст переведен и подготовлен обозревателем журнала Точка ART Александрой Березовской