Найти в Дзене
McLoFer

Как выбрать ВУЗ (советы бывшего препода). Часть IV.

Всем добрый день! В этой статье вспоминаю, как я отработал в одном из киевских ВУЗов 7,5 лет. За это время, думается, у меня сложились несколько критериев, по которым можно судить о том, стоит ли своё чадо отдавать о определенную бурсу или нет. Расскажу о них.

В первой части этой статьи я рассказывал об общих критериях выбора ВУЗа, почему важно ехать учиться в большие города, рассказал, какая стоимость обучения на контракте занижена, и какие документы вы должны обязательно найти и посмотреть на сайте ВУЗа.

Во второй части я разобрал, как оценить материально-техническую часть ВУЗа, что могут рассказать о ВУЗе его общежития, а что - паблики в Вконтакте и Фейсбуке, также приведены способы понять, как в заведении обстоят дела с английским языком.

В третьей части я показал, как важно и правильно читать на сайте ВУЗа информацию о педагогическом составе вашей кафедры, что покажет ее возрастная структура и биографии преподов, их численность и регалии; также выяснил, какие виды научной деятельности кафедры наиболее ценны.

Сейчас же узнаем, как вычислить псевдоученых и профессоров-"свадебных генералов"; зачем и как правильно читать перечень научных работ преподов. Узнаем, какое поведение приемной комиссии должно насторожить, и к чему не стоит прислушиваться, выбирая ВУЗ.

Очень важно в потенциальном для обучения ВУЗе вычислить доцентов и профессоров-"свадебных генералов". Это отдельная категория, которых еще называют "парашютистами". Почему? А потому что их "скинули" в ВУЗ сверху. Зачастую это проштрафившиеся бывшие чиновники, которым подыскали теплое и непыльное место, выжив с более прибыльной должности. Либо они сами захотели спокойной жизни на склоне лет. Узнаете таких по многочисленным регалиям в биографии ("Заслуженный металлург", "Заслуженный работник культуры"...), подозрительно поздней защите диссертации в 48-50 лет, ну и послужному списку - работе в органах власти, силовых структурах. И тут вдруг потянуло в науку!

-2

Первое, что выдает псевдоученого, это дикая разносторонность его научных интересов и плодовитость. За 20 лет написал 240-350 научных трудов. В биографиях в списке педагогических кадров и в разделе "Научная деятельность кафедры" постарайтесь найти списки их трудов. Если видите подозрительно длинные свитки - насторожитесь. Присмотритесь к авторству. Зачастую у псевдоученых все они либо написаны одноособно, либо ни единого труда не написано одноособно. То есть пишут ему все время ассистенты-"негры", или он присваивает себе труд других (зачастую 90-95 % научных трудов разрабатываются и пишутся целым коллективом авторов). Далее почитайте темы работ. Если видите Леонардо да Винчи, который пишет обо всем - бегите оттуда. Это я в Дзене могу писать обо всем. Научная же работа требует глубокого погружения, а не "в огороде бузина, а в Киеве - дядька". Нельзя быть компетентным во всех темах и ловить хайп на их актуальности. Важно также увидеть, а есть ли у ученых кафедры труды в зарубежных научных изданиях на английском языке (не Беларуси, Казахстана или Армении).

Когда ловишь хайп на темах научных исследований!
Когда ловишь хайп на темах научных исследований!

Фух! Ну вот по кадрам немного прошлись. Что еще нам поможет сложить представление о ВУЗе и отношении в нем к студентам? Присмотритесь к поведению приемной комиссии на стадии приема документов или оформления оригиналов. Вы должны увидеть ровное профессиональное отношение. Если вас хватают за руки, просят немедленно что-то подписывать и готовы часами рассказывать о преимуществах ВУЗа - это плохо. Значит там недоборы со всеми вытекающими. Так же плохо столкнуться с отфутболиванием вас и ваших проблем. Снисходительное отношение членов приемной комиссии как бы характеризует, что ВУЗу плевать на студентов:

Хорошо нам тут работается, в университете, вот еслы бы еще не эти снующие студенты!

Была такая шутка в нашей преподавательской среде, и это грустно.

Наконец напоследок хочу обратить внимание на то, что не является критичным в формировании впечатления о ВУЗе.

Теряют влияние рейтинги ВУЗов работодателей. Сейчас такое количество многочисленных профессиональных курсов и тренингов, что роль высшего образования вообще очень быстро катится вниз. Некоторые из них вообще проводятся дистанционно, онлайн. Это новая реальность, которую мы все больше видим сейчас, в карантин. Второе - работодатели всегда недовольны практическими навыками выпускников ВУЗов, так было, есть и будет. Этот процесс лишь усиливается. Почему ВУЗы не обязаны давать сугубо практические навыки я расскажу в следующей публикации.

-4

Также быстро устаревают отзывы и стереотипы старшего поколения. Вы, например, помните, что ваша "альма-матер" всегда была хорошим ВУЗом и давала знания, а преподаватели там хорошие. Порою бывает так, что от родного ВУЗа и кафедры за 10-15 лет не остается камня на камне. Я лично не могу узнать то, что осталось от моей выпускающей кафедры, а ведь прошло лишь 11 лет. Зато, будучи сотрудником соседней кафедры, я лично видел, как её покидала старая гвардия и наполняла всякая шелупонь. Как рушились порядки в ВУЗе, как выхолащивалась работа всего коллектива. Как мгновенно устаревают учебные материалы.

Нельзя войти в одну реку дважды.

Как видно, выбор места обучения вчерашнего школьника - та еще задача. Я понимаю, что если вы прочитаете эту статью и возьмете её за 100-процентное руководство, то все ВУЗы отсеются. Эти критерии - это лишь советы. Увидите, что ВСЁ плохо, меняйте свой выбор, частично - что ж, предупрежден - значит вооружен.

Так или иначе, хорошие знания и навыки всегда приобретаются не благодаря, а вопреки. И зависят они от учащегося, а не от учащего.

Всем удачной вступительной кампании!

-5

В следующем материале я расскажу, почему, по моему мнению, ВУЗы и не обязаны давать сугубо практические навыки будущим специалистам, и что с этим делать студенту.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще!