«Мой друг лучше всех играет блюз» - одна из самых известных песен «Машины времени», исполненная её ритм-гитаристом, многолетним участником коллектива Евгением Маргулисом. Песня стала своего рода «визитной карточкой» исполнителя. В известном видеоклипе на эту композицию лидер легендарной группы Андрей Макаревич вальяжно расположился возле комбика, уступив «бразды правления» другу и время от времени лениво ударяя по струнам. А между тем, хит-фраза песни могла бы прозвучать из уст лидера в адрес своего коллеги по коллективу. Евгений Шулимович в какой-то степени поёт о самом себе, ведь в его творческом облике эстетика блюза занимает важное, если не центральное место. За ним закрепилась репутация самого «заблюзованного» музыканта не только в составе «Машины», но и во всём русском роке.
Широкой аудитории Евгений Маргулис известен, прежде всего по «Машине времени». Классический состав группы ассоциируется у слушателя с трио Макаревич, Кутиков и Маргулис. За полвека существования музыканты на разных позициях менялись многократно, и все участники этой троицы, кроме Андрея Вадимовича, в разные годы уходили и вновь возвращались в «Машину».
Для Маргулиса эта группа стала первым и последним «большим коллективом», но вовсе не единственным, в котором он принимал участие. Евгений Шулимович также играл в составе «Воскресения», «Аракса», «Аэробуса», был основателем групп «Наутилус» (не путать с коллективом В. Бутусова, это другая группа) и «Шанхай».
Современному слушателю Евгений Шулимович также известен как хозяин «Квартирника» на телеканале НТВ. Эта программа положительно выделяется в элитарную сторону на фоне большей части музыкальных телепередач, став своего рода альтернативой остальному «музыкальному телевидению» из общедоступного пакета каналов. При этом на квартирниках у музыканта присутствуют музыканты самых разных жанров, а не только представители «взрастившего его» русского рока и смежных тусовок. Положение, которое Маргулис занял на телевидении и в медийном пространстве, соотносится с его местом в музыкальном дискурсе и творческой судьбой музыканта. Являясь частью чего-то музыкант оставался очень самобытным Став видным представителем отечественной рок-сцены, заслужив статус «корифея» и «ветерана», Евгений Маргулис многие годы воспринимался слушателями и представителями рок-тусовки скорее как органичная составляющая творческого облика многих музыкальных коллективов. Но где бы ни играл Маргулис, он всегда выделялся своей эстетикой, и в «Машине» он был своего рода «вишенкой на торте».
Написанные и исполненные им произведения несколько отличались от того, что делали Кутиков и Макаревич. Параллельно с участием в «Машине» и в других коллективах, а также в перерывах между своими «пришествиями» в одну из старейших рок-групп страны Евгений Маргулис неоднократно проявлял себя как «сам по себе».
В 2012 году на шестом десятке музыкант в очередной раз принял отправиться в сольное плавание. Музыкальная уникальность Евгения Маргулиса раскрывается в том числе и в превратностях его творческого пути. Как «самостоятельная творческая единица» он окончательно раскрылся в том возрасте, когда большинство рокеров либо выезжают на былых заслугах, либо переживают острые проблемы «адаптации», либо вовсе уходят на покой. В случае с Маргулисом «адаптационные издержки» оказались минимальны, от собственного имени он в музыкальном и стилистическом плане продолжал ту же линию, которой придерживался на протяжении всей карьеры, представив слушателям умудренную опытом обрусевшую версию музыки, замешанной на базе блюза и рок-н-ролла, адаптированных под российские реалии.
Является ли Евгений Маргулис блюзменом? На эту тему можно спорить до хрипоты, развернув длинное рассуждение на привычную тему об особости и специфичности российской музыкальной культуры, о своеобразном преломлении зарубежных музыкальных концептов и об условности и эфемерности таких понятий, как «русский рок» и «русский блюз». Во всех подобных суждениях есть доля истины, и в определенном контексте они верны.
Российской королевой блюза часто называют певицу Викторию Пьер-Мари. Маргулис - исполнитель несколько иного порядка. В привычной «системе координат» эти артисты совсем не рифмуются между собой, так как представляют различные варианты воплощения и адаптации блюзовой традиции в российском музыкальном поле.
В блюзовости Евгению Шулимовичу точно не откажешь, но в то же время он отнюдь не «канонический блюзмен», в чем неоднократно сознавался и сам музыкант. Его музыка - это «блюз глазами русского рокера». Творческая самость Евгения Маргулиса в очередной раз иллюстрирует известное утверждение о том, что русский рок – это, скорее, определение «тусовки» и «среды», а не жанра и направления в музыке. Русский рок - своего рода «колпак», накрывающий исполнителей с разной музыкальной идентичностью. Стилистически и фундаментально советский рок напоминает лоскутное одеяло, сотканное из элементов различных «западных веяний» и специфических отечественных музыкальных явлений. В этом смысле Евгений Маргулис – характерный представитель среды, в его музыке есть и привычная для нашего рока склонность к «адаптациям», но ему не чужды экспериментаторство, и новаторство. В ряде его композиций чувствуется влияние и даже очевидное сходство с музыкой Э. Клептона, Ч. Минугса и Х. Кармайкла. В то же время в ряду исполнителей, к которым он относится с глубоким уважением, Маргулис отмечает и советских бардов, в частности, Б. Окуджаву и А. Галича.
Попытки анализа его творчества невольно наталкиваются на тезис об «отсутствии жанровых границ».
Сам исполнитель отмечал:
«Я не делю музыку на рок, джаз, блюз, я делю музыку на хорошую и плохую».
Евгений Маргулис это, безусловно, хорошая музыка. Но всё же, пытаясь дать определение музыке Маргулиса, в самом общем виде её условно можно характеризовать как «блюз-поп-рок».
Свой творческий путь Евгений Маргулис начал в рядах «советских битлов», такое неоднозначное определение закрепилось за «Машиной времени» на начальном этапе их творческого пути. «The Beatles» стали принципиальной группой для парадигмальной основы русского рока, так или иначе повлияв на многих отцов нашей отечественной рок-музыки. В составе «Машины» Маргулис запомнился как ритм-гитарист, однако впервые с этим коллективом он вышел на сцену, держа в руках бас-гитару.
«Они тогда выгнали Кутикова, им нужен был басист», - вспоминает Евгений Шулимович.
Музыканту было 19 лет. На гитаре он играть тогда уже умел, а бас был «непаханым полем». Освоить бас-гитару ему помогло как раз увлечение «Битлз», своим «учителем» Маргулис называет Пола МакКартни, считая его одним из лучших басистов в истории.
«Мы все начинали с Битлз, потом появились Led Zeppelin, а в 1975 году я услышал Роберта Джонсона и чердак, конечно, снесло», - говорит исполнитель об испытанных им музыкальных влияниях.
Имея в виду разнородность концептуальных и музыкальных оснований русского рока, не нужно долго говорить о том, что блюз и рок-н-ролл - исторически и генетически близкие жанры. И вполне очевидно, что процесс «адаптации зарубежных ритмов» привнес в отечественную рок-музыку ощутимую блюзовую компоненту, и также вполне естественно, что этот «советский блюз-рок» имел мало отношения к исконному блюзу, рожденному в недрах темнокожей Америки. Естественно, что Маргулис, для которого блюзовость стала творческим кредо, был не единственным, кто органически впитал эстетику этого жанра. Для «плавильного котла» русского рока интерпретации облика блюза стали одним из привычных ингредиентов. Так, типологически близким Маргулису рок-исполнителем называют лидера «Зоопарка» Майкла Науменко.
Исследователи даже проводят параллели между творчеством этих исполнителей, например, усматриваются пересечения в песнях Е. Маргулиса «Трава» и М. Науменко «Белая Полоса» (за обоими композициями стоит забугорный оригинал в лице Джона Леннона).
Знаменитый хит Маргулиса «Подруга номер пять» близок к песне «Зоопарка» «Дрянь».
Также к числу звезд русского рока, в чьей музыке присутствуют элементы блюзовой традиции, можно отнести Сергея Чигракова и коллегу Маргулиса по одному из фундаментальных рок-коллективов – «воскресенца» Алексея Романова.
Для музыки Евгения Маргулиса характерна ироничность, местами даже откровенная шутливость. В составе «Машины» именно его перу и голосу принадлежали произведения, которые можно было бы отнести к несерьёзке.
Однако, это лишь верхушка айсберга под названием Евгений Маргулис, в своей ироничности музыкант может быть максимально серьёзен и даже глубок и философичен. Евгений Шулимович обладает специфическим вокальным тембром и манерой исполнения, и, на первый взгляд, его не отнести к выдающимся певцам. Русский рок, как «среда и тусовка» вообще не богат на крутых и сильных вокалистов, но певческие возможности Маргулиса не стоит недооценивать. Он обладает узнаваемым с первых нот и очень органичным для его музыкального облика вокалом. По своей сути Маргулис очень музыкален. Существуя в недрах русского рока, где поэтическая и концептуальная составляющая порой превалировала над музыкальной, Евгений никогда не искал легких путей, радуя многообразием палитры и интересными музыкальными решениями.
Эмоционально и эстетически «облик музыки» Маргулиса соотносится с представлениями о блюзе ряда музыковедов. Крайний индивидуализм, основа на личных переживаниях и «конфликт человека и мира» - такие содержательные особенности блюзовой музыки выделяет исследователь творчества Маргулиса А. Э. Скворцов, понимающий музыкальную стилистику этого исполнителя как «модернизированный блюз», перенесенный на русскую почву».
Соратник Цоя Алексей Рыбин отмечал, что блюз - это «когда плохому человеку хорошо». Под «плохим человеком» в данном случае понимается любой индивидуум, ведь все мы грешны, - объясняет музыкант группы «Кино». В таком понимании представленное определение блюза также вполне соотносится с творческим обликом Маргулиса. В его музыке сочетается «хулиганство» и лиризм, веселость и драма. В своих песнях Евгений нередко предстает перед нами в образе «харизматичного маргинала», который привычен для блюза. Герой Маргулиса – это нечто среднее между «западным блюзменом» и «русским Иванушкой-дурачком».
Юмор – невероятно важная часть творчества Маргулиса, но его не стоит воспринимать исключительно в этой нише, его своеобразный русский блюз многослоен. Часто Маргулиса воспринимают как продолжателя линии Науменко. Музыканты - ровесники, они представляют одно поколение, поэтому говорить о преемственности будет не верно, даже с учетом «позднего раскрытия» Евгения Маргулиса. Майк безвременно ушел от нас, и сегодня Маргулиса можно воспринимать как носителя «блюзовой традиции» в недрах русского рока. В наши дни именно за Евгением Шулимовичем можно закрепить негласное звание «главного рокового блюзмена» страны. Содержание «машинного» хита, с которого я начал эту статью, отражает образ жизни и мировоззрение советского рок-музыканта, «лучше всех играющего блюз».
Данный текст - лишь небольшой этюд о творчестве музыканта, статья не претендует на полноту изложения и не является истиной высшей инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной науки чем музыковедение.