«Полковнику никто не пишет» - поет группа БИ-2. А наш герой был капитаном, и о его полете на истребителе БИ-1 писали все.
Первый в мире реактивный истребитель БИ-1 взлетел в небо 15 мая 1942 года. Пилотом этой железной птицы был Григорий Бахчиванджи. Именно с его полета на БИ-1 в мировой авиации начался новый этап развития – реактивное авиастроение.
На тот момент Григорий Бахчиванджи уже имел опыт испытаний новых авиадвигателей, разведывательных самолетов и истребителей, полученный в Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил (НИИ ВВС). Поэтому сомнений в успешном взлете нового типа самолета не возникало.
Полет на БИ-1 длился 3 мин 9 сек, при этом за 60 секунд работы нового двигателя была достигнута высота 840 метров и максимальная скорость - 400 км/ч.
Во время пробного запуска двигателя произошел взрыв: головка двигателя отлетела в сторону сидения пилота и сорвала крепежные элементы. В результате кресло вместе с летчиком толкнуло вперед, Бахчиванджи ударился головой о приборную доску и рассек лоб. Инженер, который следил за запуском двигателя, получил ожоги лица из-за утечки из двигателя жидкого азота, но все равно помог пилоту выбраться из кабины.
Позже инженер и летчик все же продолжили испытания и осуществили запланированный полет.
Григорий Бахчиванджи погиб во время очередного испытания на БИ-1 в марте 1943 года. По заданию нужно было довести самолет до скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. Но во время полета на скорости более 900 км/ч самолет плавно вошел в пике и ударился о землю.
Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
Имя летчика носит улица в Прикубанском округе Краснодара. Находится она в районе улиц Петра Метальникова и Российской.