Зачастую существуют такие признаки нарушения слухового аппарата, которые мы никогда не связываем с проблемами слуха. У многих детей с нарушением слуха присутствует мышечная слабость ( мышцы дряблые), проблемы с походкой, слюноотделение. Из-за проблем с работой среднего уха лицевые мышцы ребенка-аутиста вялые и невыразительные. Ребенок выглядит безучастным. Многие дети с пищеварительными расстройствами, включая желудочные колики, на самом деле испытывают проблемы обработки сенсорной информации, что делает их очень придирчивыми в еде. Ну а проблемы с речью, чтением, обучением вообще никто не связывает со слухом. Невыразительная речь, медленное проговаривание слов - все это последствия нарушения восприятия и обработки звука. "Сочность" голоса зависит от качества восприятия звука. Вы уже ,наверное,замечали как странно говорят люди, которые не слышат. Я вообще не понимаю как они учатся говорить не слыша, что говорят. Это, наверное, ужасно трудно!
"Мозг - продолжение уха" - так говорил Томатис. Ухо - это не пассивный орган, а эквивалент объектива с переменным фокусным расстоянием, который позволяет фокусироваться на конкретных звуках и отфильтровать остальные. Когда человек слушает , то его слуховой аппарат выполняет активную работу, так как две мышцы в среднем ухе позволяют ему сфокусироваться на восприятии отдельных частот и защищают его от внезапных громких звуков. У детей с нарушениями эти мышцы не работают нормально, мозг получает слишком много низкочастотных звуков и недостаточно высокочастотных звуков речи. Эти мышцы среднего уха, настраивающиеся для улучшения восприятия человеческой речи, регулируются мозгом. Если среднее ухо неправильно обрабатывает информацию, то в мозге постоянно формируются тревожность, возбужденность. Головной мозг находится в постоянном возбуждении, что приводит к различным последствиям.
"Дислексия" - это расстройство все чаще появляется у нас на слуху. К сожалению, это тоже одна из разновидностей проблем с обработкой звуков. Дети не понимают, что у них существуют проблемы, а родители не догадываются, что проблемы есть. Постоянное давление на ребенка из-за проблем с обучением приводит к нервным срывам, к проблемам в семье. Ребенка обвиняют с лени, эгоизме и во многих других грехах. Школа пытается избавиться от учеников с проблемами. Завязывается целый клубок проблем и обид.
Все это - малая доля тех проблем, которые могут быть у детей из-за проблем со слухом. И ,безусловно, с этим нужно что-то делать.
Благодаря исследованиям Томатиса эти проблемы можно убрать.
Томатис создал "электронное ухо" для тренировки фокусировки слуха.
Продолжение следует...