Найти тему
1895 .io

Пять идеальных фильмов двадцатых годов

Оглавление

Голливудские режиссеры, подключившиеся к челленджу #FivePerfectMovies не забывают включать в свои списки «фильмов-в-которых-всё-идеально» черно-белую классику кино. Райан Джонсон («Достать ножи», «Звездные войны: Последние джедаи») считает превосходной эксцентрическую комедию братьев Маркс «Утиный суп», Эдгар Райт («Типа крутые легавые», «Малыш на драйве») первым назвал шедевр неореализма «Умберто Д», а Скотт Дерриксон («Доктор Стрэндж») вспомнил японский «Расёмон», в 1951 году взорвавший кинофестивальный мир своим многовариантным сюжетом. Подкаст «Лихие двадцатые» проекта 1895.io собрал пятерку идеальных фильмов столетней давности, которые у вас наконец-то будет время посмотреть.

1. «Парижанка» (1923), реж. Чарли Чаплин

-2

Тот же Эдгар Райт включил несколько фильмов гения в свой список 100 любимых комедий. Но «Парижанка» – мелодрама, и сам Чаплин не появляется на экране в своем образе Бродяги с неизменной тросточкой, усиками и слишком большими ботинками (зато он написал сценарий, поставил, спродюсировал, сыграл маленькую роль портье, а потом и написал музыку к этому фильму). Сцена с прибытием поезда, показанная лишь через смену света и тени от пробегающих мимо вагонов на лице главной героини, в середине двадцатых ошеломила и вдохновила и русских режиссеров и сценаристов.

2. «Метрополис» (1927), реж. Фриц Ланг

-3

Каждая отдельная версия этой немецкой дистопии о мире урбанистического будущего, конечно, не идеальна – просто потому, что их существует великое множество. История этого шедевра Фрица Ланга – одна из самых запутанных в мировом кино. Фильм снимали полтора года, и на премьере в 1927 году его длительность составляла три с лишним часа. В Америке фильм сразу был перемонтирован и шел около полутора часов, при этом другая англоязычная версия, чуть длиннее, была одновременно выпущена и в Англии. В том же году была сокращена и снова вышла на экраны немецкая версия, а оригинал Ланга считался уничтоженным. Сокращенные версии неоднократно «восстанавливались» с разной музыкой – самым смелым из этих восстановлений была раскрашенная версия Джорджо Мородера 1984 году с саундтреком, включавшим песни Фредди Меркьюри и Бонни Тайлер. Но в 2008 году полная версия Фрица Ланга была обнаружена в киноархиве в Аргентине – одну пятую часть этого материала никто не видел с 1927 года.

-4

Но любой длины и с любой музыкой – «Метрополис» показывает почти идеальное будущее с покорной и безмолвной рабочей силой, автомобилями в небесах и сексуальными женщинами-роботами.

Версия Джорджо Мородера:

Восстановленная версия с оригинальной музыкой:

Версия, максимально приближенная к Берлинской премьере января 1927 года (она же – «самая длинная версия»):

3. «Мисс Менд» (1926), реж. Борис Барнет и Федор Оцеп

-5

Писательница Мариэтта Шагинян взяла псевдоним «Джим Доллар», чтобы в начале двадцатых написать приключенческо-революционный роман, выходивший отдельными главками в дешевых изданиях. Рабочие восставали против капиталистов, потому что им начинали подчиняться сделанные ими вещи, стоило только произнести таинственный пароль – «Месс-менд».

Киношники из непонятного «месс» сделали красотку «мисс» Менд, дали ей в помощники трех влюбленных героев и растянули их приключения на три сверхпопулярные серии. Три главных героя – три любимых актера двадцатых: рано ушедший романтик Владимир Фогель, бывший боксер и будущий режиссер Борис Барнет и главный советский комик Игорь Ильинский (уже звезда за тридцать лет до «Карнавальной ночи»).

-6

В этих приключениях есть всё: бактериологическая война, двойники, тайные отпрыски миллионеров, погони, драки и бесшабашный дух молодого кино.

Первая серия:

Вторая серия:

Третья серия:

4. «Страсти Жанны д’Арк» (1928), реж. Карл-Теодор Дрейер

-7

Датчанин Карл-Теодор Дрейер снял во Франции кино о французской национальной героине, написал сценарий и титры на основе настоящих записей средневекового судебного процесса, заставил всех актеров появляться перед камерой без грима и построил бетонную декорацию замка практически в натуральную величину, включая подъемный мост – всё ради того, чтобы происходящее на экране было максимально приближено к реальности, а актеры играли убедительней. Правда, для того, чтобы на черно-белой пленке замок вышел правильного серого цвета на фоне неба, вся декорация была покрашена в розовый цвет. Как это влияло на убедительность актерской игры, не сообщается.

5. «Кабинет доктора Калигари» (1920), реж. Роберт Вине

-8

Один из первых фильмов ужасов пугает не кровищей и прочими привычными физиологическими атрибутами жанра, а нагнетанием жуткой атмосферы и безумными, кривыми (на самом деле большей частью просто нарисованными) декорациями. Кто в фильме злодей, а кто сумасшедший – так до конца и не ясно. Может быть, с ума немного сходят зрители?

В выпуске подкаста «Лихие двадцатые» к столетию выхода фильма на экран рассказывается о том, почему этот шедевр немецкого экспрессионизма на три года опоздал в советский прокат, но все равно напугал советских кинематографистов. https://soundcloud.com/1895io/kabinet-doktora-kaligari