После развала Советского Союза, то есть уже на протяжении почти 30 лет сохраняется актуальность вопроса - нуждается ли Россия в трудовых мигрантах из Средней Азии?
Есть разные мнения на этот счёт и у каждой позиции есть свои обоснования.
Я предлагаю рассмотреть этот вопрос с двух сторон, то есть с разных точек зрения:
1) Россия не нуждается в трудовых мигрантах из Средней Азии.
Многие россияне считают, что миграция неславянского населения в Россию создаёт проблемы и социальную напряжённость.
На данном этапе они находятся более или менее под контролем, но вполне может быть, что через 10-20 лет эти проблемы обострятся и лягут на плечи будущих поколений.
Факт, что многие бывшие советские республики после обретения независимости нуждаются в постоянной помощи от России.
Такая помощь выражается в первую очередь принятием огромного количества трудовых мигрантов, которые посылают из России на родину миллиарды долларов в год, тем самым существенно оказывая положительное влияние на экономики своих стран.
Например, по подсчётам специалистов объём денежных переводов таджикских мигрантов на родину составляет почти 40-50% ВВП Таджикистана, то есть фактически вся экономика страны держится на них.
И в то же самое время некоторые страны пытаются заигрывать с американцами, которые, не секрет, тем или иным способом всячески хотят насолить России, используя некоторые соседние с РФ государства.
Так вот здесь нужно выбрать что-то одно, либо Россия помогает этим странам и с этого что-то имеет, а не просто оказывает безвозмездную помощь.
Или поскольку среднеазиатские страны являются совершенно независимыми государствами, то пусть что хотят, то и творят, и в таком случае не нужно обращаться за помощью к России и пусть сами думают куда направлять огромное количество невостребованной рабочей силы.
Поскольку среднеазиатские страны нуждаются в России гораздо больше, чем она в них, то Россия должна перестать заниматься альтруизмом и поддерживать иностранных граждан, особенно притом, что она далеко не всегда получает за это благодарность.
А если и поддерживать, то Россия должна получать для себя какие-то весомые преференции и соблюдение этими странами её интересов.
2) Россия нуждается в трудовых мигрантах из Средней Азии.
Как известно, подавляющее большинство трудовых мигрантов в РФ – это выходцы из стран Средней Азии.
Объемы и качество трудовой миграции в первую очередь являются одним из индикаторов состояния национальных экономик тех государств, откуда и прибывают трудовые мигранты.
То есть, всем понятно, что раз из вышеперечисленных стран происходит такой большой приток дешёвой рабочей силы, то значит в этих странах не всё в порядке с экономикой.
Но ведь экономика в этих странах непрерывно растёт и даже показывает очень неплохие результаты.
Но почему же тогда трудовых мигрантов так много в РФ?
Можно рассмотреть эту проблему на примере Узбекистана, который в настоящее время является лидером по поставке в Россию трудовых мигрантов (около 2 млн. граждан в год).
В последние годы в Узбекистане наблюдается серьёзный экономический подъём – существенно выросли средние заработные платы, в стране появляется большое количество новых рабочих мест, связанных в первую очередь с масштабным проектом правительства по постройке новых многоквартирных домов по всей стране и т.д.
В 2019 году, к примеру, Узбекистан стал страной года по версии авторитетного британского издания The Economist. Страна удостоилась этого звания за счёт либеральных и экономических реформ проведённых в стране президентом Мирзиёевым.
Казалось бы, тогда откуда в стране столько невостребованной рабочей силы?
На самом деле всё дело в огромном приросте населения в 2-3% в год.
Это значит, что ежегодный прирост трудоспособного населения вырастает на 600−700 тысяч человек, а государство, со всеми его колоссальными усилиями по созданию новых рабочих мест, может обеспечить прирост только на 200-300 тысяч рабочих мест.
Отсюда мы имеем большое количество невостребованной рабочей силы, которая для того чтобы прокормить свои семьи, отправляется на заработки в первую очередь в соседние и близкие по культуре страны и за счёт их денежных переводов на родину обеспечивают примерно 10% ВВП страны.
Но зачем России нужны трудовые мигранты?
а)
“Из-за демографической ямы 90х годов, когда рождаемость в стране была на очень низком уровне, в России сегодня появились первые признаки дефицита трудовых ресурсов”.
Такой вывод сделали эксперты российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара в 2017 году.
Поэтому для комфортной жизни россиян трудовые мигранты конечно нужны.
Потому что хорошо когда мусор за тебя убирают другие люди, на кассе по 12 часов сидишь не ты и не твои родственники, а, например, граждане Киргизии. Хорошо когда какие-нибудь тяжёлые работы выполняются приезжими людьми и всё это за относительно невысокую зарплату.
Поэтому если россияне хотят жить комфортно и как среднеевропейская страна, нужны мигранты, которые будут работать много и задёшево и это общемировая практика, которую сегодня используют многие цивилизованные страны и Россия далеко не является мировым лидером по миграции среди них.
К тому же надо заметить, что по разным оценкам мигранты обеспечивают сегодня около 7% ВВП России.
б)
Сохранение лояльности соседних стран и обеспечение геополитических интересов у своих границ – это очень важная задача для любой страны и РФ здесь не является исключением.
Россия нередко идёт на уступки перед своими союзниками и партнёрами для обеспечения своего влияния в регионе.
Не исключение и страны Средней Азии, которые, конечно же, тоже входят в геополитические интересы РФ.
После развала Советского Союза Россия пытается, как минимум восстановить своё влияние в пределах постсоветского пространства.
Облегчённая миграционная процедура и безвизовый режим как раз и является во многом уступкой перед соседними странами для наращивания лояльности.
В 2015 году был создан Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), который позволяет ещё больше сплотиться странам участникам и усилить влияние России, а кто-то даже называет этот союз вторым СССР.
ЕАЭС создан во многом для того чтобы повысить конкурентоспособность национальных экономик на мировой арене, а также повысить уровень жизни населения в странах участницах.
В этом году официально выразил желание вступить в ЕАЭС и Узбекистан.
Но вскоре после этого страну с официальным визитом посетил госсекретарь США Майкл Помпео, который предостерёг Узбекистан от этого шага и даже грозил трудностями вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Это лишний раз доказывает, что страны Средней Азии, как и раньше являются сферой интересов сверхдержав и России ни в коем случае нельзя терять здесь своего влияния.
В противном случае мы можем видеть на примере некоторых соседних стран (не будем показывать пальцем) к чему это может привести.
А как вы считаете, всё-таки в каком месте нужно поставить запятую в вопросе о трудовых мигрантах из Средней Азии?:
“Выгнать нельзя оставить”
Буду рад увидеть ваши комментарии по этому поводу.
☆ ☆ ☆ ☆ ☆
Комментируйте, ставьте палец вверх, если статья вам понравилась и обязательно подписывайтесь на канал, обещаю, будет интересно :)
Также рекомендую вам другие очень интересные статьи нашего канала: