Я большой поклонник фильмов про зомби. Смотрю всё по теме, что попадается под руку. Неважно: фильм, сериал, короткометражка или любительская треш-заварушка. Чем больше смотрю, тем больше замечаю пласт штампов и однотипных ходов.
Подход «скопировал и вставил» обусловлен двумя причинами. Первая: зритель привык ко многим типичным кульбитам в зомби-фильмах. Если менять кульбиты, Ефрим (наш обычный зритель) может не понять, что вообще творится на экране. Из этого следует, что фильм провалится и недоберёт денег. Успешным он станет лишь через несколько лет. Но и то – не факт.
Вторая причина: лень сценаристов и режиссёров. Правила написаны, рельсы проложены, гипотезы протестированы. Создателям остаётся взять детали, собрать конструктор и поставить на самую видную полку. Да вот загвоздка. Без прописанных персонажей, грамотного сюжета и атмосферы зомби-конструктор превращается в желе из штампов. Наступил и не заметил.
Я ни в коем случае не кидаюсь гнилой хурмой в фильмы про глобальный зомби апокалипсис. Это просто глупо. Так как это всё условности кинематографа. Представителей зомби-фильмов предостаточно, которые могут вам понравиться.
Но мой заряд терпения уступает жизни заряда на кнопочных нокиа. Поэтому сегодня, словно стоматолог, вырывающий гнилой зуб, расшатаю уютное плато раздражающих штампов. А Ефрим возьмёт на себя роль главного героя и постарается дожить до последнего пункта.
Если есть что добавить, лети пулей в комменты.
1. Что-о? Кто такие эти ваши зомби?
Огромное количество фильмов происходит в альтернативной реальности. Люди не представляют, кто такие эти ваши зомби. А в некоторых сериалах это слово не произносится вообще. Для них зомби - это как для нас новый вид вируса.
Подход мягок и податлив тем, что можно выкосить несколько миллиардов людей по щелчку пальца. Города станут пустыми и заброшенными, популяция мясоедов увеличится пропорционально погибшим и так далее. Родится атмосфера зомби апокалипсис, если кратко.
Как же быть Ефриму в альтернативной реальности?
Наш герой не так прост, несмотря на его позывной. Он осторожен, умён, логичен, читает фантастику, заядлый киноман и любит поиграть в компьютерные игры. Ефрим знает, что если незнакомый человек мычит и двигается к тебе, а знакомый не откликается на имя, то нужно быть начеку и держать расстояние.
Как до этого додумался Ефрим, спросите вы. Просто. Каждый человек обладает установками, рефлексами и инстинктами. Фантастика и кино преисполнили его сознание как будто до триллионов лет, игры отточили внимательность и выбор между А и Б, а личные навыки – способность к адаптации.
Что хочу, сказать. Рецепт прост: возьмём здравую логику и заправим фантазией.
2. Несерьёзное отношение к заражённому
Персонажа покусал зомби. Впился ему в руку, шею или ногу и забрал кусочек души.
Настоящие герои спасут покусанного друга и помогут бедолаге. Это правильно, так как они не знают, что укус ведёт к обращению в мясоеда. Но оставят жертву без надзора или все разом повернутся спиной и будут вести светские и философские беседы. Его даже не изолируют на безопасное расстояние, чтобы «чего не случилось».
Хорошо, если герои впервые сталкиваются с покусанными, их можно понять. Но сколько раз персонажи клали болт на безопасность, зная о превращении, например, милой блондинки в агрессивного ходячего трупа. А зрителя на стуле в стартующую ракету.
Это уже не альтернативная реальность. Ефрим знает, что зомби – не совсем человек. Не будем вдаваться в философские мотивы «Тепла наших тел» и подобных историй – концепция другая. Итак, для Ефрима ходячий - что-то близкое к животному. Укус животного – не есть хорошо. Это ведёт к неприятным последствиям, только если вас покусал не волшебный единорог.
У нашего героя есть друг Миколай. Одна схватка с ходячим мясоедом, и Миколай больше не Миколай. Ефрим, конечно, вынес друга на плечах, помог добраться до укрытия. Он знает, что от укуса животного можно впасть в бешенство. Нужны уколы. Ефрим не в курсе, есть ли вакцины против укуса зомби. Под рукой у него нет гугла, а уж тем более сервисов вопросов-ответов.
А чтобы не быть как Ефрим, воспользуйтесь сервисом… (интеграции не будет, компании закрыты на карантин).
В итоге, от беды подальше, да и чтобы тело осталось целым, Ефрим изолирует Миколая. Или, как вариант, будет наблюдать за ним с безопасного расстояния. И сделает это сразу. Если такой возможности нет, то Ефрим будет внимательно наблюдать за состоянием друга и не поворачиваться «к лесу сказочным местом».
Укус ходячего – это что-то неизвестное, а неизвестного человек старается избегать.
3. Вы туда, мы туда
В школе нас учили делению. Делению в столбик, на калькуляторе, в голове. Забудьте. У героев зомби-фильмов есть проверенный и надёжный способ деления: тройками, парами и тд. Чем меньше, тем лучше. А ещё лучше: поделиться и уйти в тёмные коридоры.
Не знаю, кто у кого позаимствовал данный способ деления: фильмы про зомби у хорроров или наоборот. Но, как показал кинематограф, этот путь ведёт к ещё большим потерям.
Понимаю, что чем меньше бригада, тем она тише и мобильней. Но только не по правилам кинематографа. Так что в этом пункте будем отталкиваться от ока неписанных штампов киностудий.
Ефрим наконец-то стал главой группы. До этого пост держал Миколай. Но после предыдущего пункта друг всё же превратился и теперь брызжет слюной в закрытом сарае. Ефрим хоть и смышлён, но верит, что и на их улице когда-нибудь перевернётся фургончик с вакцинами.
Первым делом Ефрим провёл ребрендинг и сменил лозунг Миколая: «Разделяйся и ищи», - на: «Один со всеми и все с одним». Он понимает, что при таком подходе есть ряд проблем: группа малоподвижна, сложности при манёврах, слишком много шума от топота или голосов.
Вот Ефрим придумал схему хождения в шестёрках: каждому по паре, но вместе. Каждый из шестёрки прикрывает напарников, один становится главным в колоне. Любое решение принимается через него. Нельзя просто так ломануться и побежать, если ситуация не похожа на пару горящих часов перед дедлайном. Но и там нужно слушаться приказов главного или его заместителя.
Никто не заходит в магазин один. Только группой. Одни контролируют выход, другие собирают провиант. Каждый в группе должен видеть или слышать хотя бы одного из членов команды. Также в других ситуациях. Никакого минимального деления в опасных зонах.
Группу можно расширять, но если новая группа получается слишком большая, то, как бы этого не хотелось, деление вступает в силу с ухмылкой: «Куда же вы без меня».
Но и тут есть ряд особенностей: группа не дробится до минимума, группы делятся также по 5-6 человек, группы не ходят толпой, а держатся на расстоянии в пределах видимости или слышимости.
Итог: не ходите поодиночке в незнакомые места.
4. Только не в голову
Как часто в кино про зомби показывают эпичные моменты с расстрелом зомби из пистолета или автомата. Экшен, адреналин, стрельба. Да вот только стреляют куда угодно, но только не в голову.
Зомби, сраженные таким наглым обстрелом, встают, но перед этим могут ещё полежать или неожиданно пропасть. Только кто определяет, сколько лежать, когда вставать и куда пропадать? У всех по-разному, у мясоедов свой кодекс.
Озарение героям фильма приходит в 2 случаях: либо «похудевший» зомби кого-нибудь покусает, либо на вечеринку залетит крутой перец без слов.
Ефрим не снайпер, оружие держал только в тире пару раз, но зомби апокалипсис замотивировал повысить скилл владения битой или оружием. Выстрелив, ударив или проткнув ходячего мясоеда в корпус, Ефрим сразу убежит или отойдёт на безопасное расстояние. И да, однозначно дальше 1,5 метра. Главное: не терять из виду мертвеца.
Напомню, что Ефрим живёт в альтернативном мире кино про зомби. Он не знает заранее, куда нужно целиться. Но как только зомби встанет, наш герой «словит лампочку» над головой, соберёт логическую цепочку из А в Б. Или просто убежит.
5. Они же медленные
У вас тоже возникал диссонанс в голове, когда здоровые и крепкие герои не могли убежать от медленных зомби? Они тратили силы на всё, вместо того, чтобы ускориться и наконец-то побить рекорд по бегу.
Ефрим не бегун, но, когда адреналин покажет своё «Я», наш герой унесёт ноги.
P.S. В эту категорию фильмов не входят картины про шустрых и агрессивных мертвецов по типу «Мировой войны Z».
6. Тратить зря патроны
Вы задавались вопросом, сколько пуль тратят герои зомби апокалипсиса впустую?
Ведут неприцельную стрельбу по зомби, даже когда знают, что нужно целиться в голову. Раскидываются патронами, словно у них за спиной армейский склад с боеприпасами. Когда можно разобраться с ходячими мясоедами подручными средствами, персонажи пафосно достают револьвер (или любое другое оружие) и выпускают кракена из дула. Делают всё, лишь бы патроны скорее закончились. Но это не соревнование.
Громкие выстрелы разносятся на большие расстояния, привлекая новых ходячих и бандитов. А это влечёт за собой проблемы.
Ефрим, как наш главный герой зомби-фильма, бережёт патроны. По возможности пользуется подручными предметами, ведёт себя тихо.
7. Ненужная жертва
Пункт, объединяющий зрителей, чьих любимых персонажей слили без причины.
Создатели иногда идут на спорные шаги и заставляют персонажей геройствовать без причины. Ну, вот можно было обойтись без жертв, ну, вот идёт всё хорошо и пусть идёт, ну, не нужно ничего трогать. Так нет, тут устроим погром на ровном месте. Здесь заставим персонажа совершить поступок, который никак не вписывается в его поведение и никак не мотивирован. Ситуация не прописана, характер сломан, мотивации нет и героя тоже нет.
Почему так делают, кто их знает – творческие люди.
Ефрим не глупец, если только чуть-чуть. В капкан, который можно обойти, не полезет и других не заставит. Страховки больше нет, компенсацию никто не выплатит.
8. Зомби появляются неожиданно
Толпа разлагающихся, гниющих, вонючих, мычащих и брызжущих зомби могут появиться походкой в стиле джаз из ближайшего угла сразу перед героями.
Ещё ситуация. Герой тянется через мертвеца к ключу, а тот кидается на него. Лежал себе спокойно и, то ли по команде режиссёра, то ли нога затекла, решил размяться. Полежи тут в одном положении несколько десятков дублей. Не так озвереешь.
Это всё лирика, но посыл вы поняли: главные герои ни в какую не хотят слышать, что за зомби апокалипсис творится вокруг. А ходячие мясоеды спокойно переходят в режим ожидания.
Поэтому наградим Ефрима человеческим слухом и отправим дальше. И пусть возле лежачих зомби не трётся.
9. Разное время обращения
Как понять, что герой важен для сюжета? Он очень долго будет превращаться в зомби после укуса.
Окей, очень странно рассуждать на тему, кто и когда должен превращаться в ходячего, если нет никаких законов для этого. Поэтому создатели отрываются на полную катушку: один превратится в ходячего не отходя от кассы, другой выдержит удар из танка и пробежит марафон, третьему ещё диплом писать, а потом работа, а там уже и не до этого и так далее.
Что с этим делать? Да ничего. Как на это реагировать? Спокойно.
Предлагаю не трогать Ефрима, чтобы проверить теорию, и пока не отправлять к праотцам. Он нам ещё пригодится.
10. Зомби в дом, гости за порог
Не готов назвать такой приём штампом или оригинальным. Он встречался во многих фильмах про зомби и будет встречаться. Суть метода заключается в одомашнивании мертвецов. Но не в традиционном стиле одомашнивания животных.
Приём не раздражает. За концепцией интересно наблюдать. Многие сценаристы и режиссёры удачно вписывают метод в свою историю, раскрывая мир и персонажей.
Почему тогда добавил пункт сюда, если он не раздражает?
Если смотреть со стороны здравого смысла (ага) персонажей зомби апокалипсиса, это опасно и странно.
Как вы могли заметить, даже Ефрим, умный и сообразительный выживальщик, не смог перебороть себя и держит в сарае Миколая. Он надеется на существование вакцины. Он надеется, что друг станет прежним. Он верит, что жизнь вернётся.
Эпилог
Иногда по вечерам Ефрим подходит к сараю и смотрит в окно на сумбурные тики Миколая. Он не может зайти внутрь и посмотреть другу в белесые глаза. От прежнего Миколая там ничего уже не осталось.
Ефрим шепчет под нос: «Миколай, подожди ещё немного. Вакцина точно должна быть. Мы вернёмся в привычный мир. Будем ходить на работу, отдыхать на природе, смотреть любимые фильмы, играть. Да и просто ходить по улицам, ничего не боясь. Просто… верь».
Вечер сегодня был тихим. Миколай брюзжал и мычал в сарае. В доме Ефрим услышал сообщение по радио: «Внимание, всем выжившим, говорит президент».
Рассказывайте в комментариях, какие ситуации бесят или нравятся вам в фильмах. С чем согласны, с чем нет.