Вообще говоря сериал «Star Trek» - «Звездный путь» - был задуман как кино про капитана Кирка — бравого парня, настоящего национального героя американского народа. Капитан Кирк умеет воевать, управлять и вдохновлять, принимать сложные решения и брать ответственность на себя. Всем остальные герои шоу — такие разные и такие одинаковые - должны были выгодно оттенять главного героя.
Но кумиром миллионов стал не он, а его противоположность, герой, воплощающий в себя идею инаковости, чужеродности, вечный отщепенец и аутсайдер, ни разу не лидер, всегда стоящий в тени боса, «белый клоун», нужный для того, чтобы оттенить лидерские качества фронтмена сериала.
В этом выборе есть нечто иррациональное и нечто глубоко закономерное. Одна из составляющих успеха этого героя состоит в том, что исполнитель этой роли — никому не известный на тот момент актер Леонард Нимой - сыграл проходную роль с такой самоотдачей, как будто это был Гамлет Шекспира. Он буквально из ничего создал для своего героя стартовые условия, не только глубоко вникая в замысел сценаристов, иногда не столь уж глубокий, но переосмысливая его. Нимой снискал славу заправского скандалиста, потому что не учил реплики, как все нормальные актеры, но и переписывал их.
Если внимательно присмотреться к герою, можно заметить, как менялся мистер Спок от ранних серий, где он может сердится и улыбаться,
до финальных, где он обрел своей привычный облик и привычный характер: красивая невозмутимость, сдержанность и холодность, за которым чувствуется настоящий вулкан страстей.
В своих воспоминаниях Леонард Нимой пишет о том, что характер Спока стал для него более или менее понятен в серии «Корбомитный маневр». Ее показали в десятую очередь, но снимали он третьим по счету. Все члены команды ждут столкновения с неизвестным артефактом , который, вполне вероятно понесет за собой смерть. И Спок произносит свое знаменитое «Поразительна!», то есть реагирует как ученый, который в любом явлении ищет его абсолютный смысл.
Но для зрителей переломным моментов в отношении мистера Спока, когда он «родился» как культовый герой, стала серия «Время обнажиться». По сюжету в ней инопланетный вирус делает людей гиперэмоциональными, что ставит команду «Энтерпрайза» на грань катастрофы, потом что они ведут себя как пьяные.
За кадром
Эмоциональный взрыв переживает и мистер Спок. Первоначально для этого героя была прописана комическая ситуация: расшалившиеся члены звездолета нарисовали ему угольные усы и стали над ним смеяться, а он горько заплакал. Нимой совершенно правильно рассудил, что сцена слабая, и нужно придать ей более острое звучание.
Съемочная смена уже заканчивалась, у актера было 25 минут времени и только один дубль для того, чтобы воплотить свою идею.
В новом варианте мистер Спок раскрывается как трагический герой, несущий в своей душе невероятную боль. Комическая ситуация был сыграна с трагическом надрывом. Именно перевод комической в эмоциональный план трагического и стал тем фирменным приемом, который сделал мистера Спока культовым героем массового кинематографа.