Очень люблю Александра Анатольевича Ширвиндта прежде всего за его роли в Московском академическом театре сатиры: граф Альмавива, министр-администратор, Молчалин… и очень люблю его за невероятное достоинство, такт, великолепный юмор. Но, встретив высказывание великого маэстро о молодых коллегах: «Артисты драмы, лишь бы засветиться, ломают ноги на фигурном катании, дискредитируя этот великий вид спорта. Те, кто физически не может встать на коньки, надевают боксерские перчатки и бьют друг другу морды, забывая, что морды их кормят. А те, кто вообще ничего не умеет и всего боится, шинкуют вялый салат по всем телеканалам», – я вдруг задумался. Мне стало по-житейски жалко эту молодёжь, брошенную в это море кино-теле-театрального бизнеса, где актёры должны выплывать самостоятельно.
А давайте посчитаем: кроме центральных вузов (ВГИК, ГИТИС, им. Щукина, им. Щепкина, СПб институт кино и телевидения и др.) в России есть ещё почти 90 вузов, которые готовят артистов кино и театра, и каждый год они выпускают новых и новых актёров, которые должны найти себе «рабочее место».
Моя школа дружит с Ярославским театральным институтом, более того, мы подписали договор, по которому школа является площадкой для прохождения сценической практики студентами ЯГТИ. Это невероятно интересно: будущие актёры привозят к нам сцены из спектаклей, фрагменты того, что они делают на репетициях, иногда даже приезжают с полным спектаклем, например, привезли «Скрипач на крыше» по рассказам Шолом-Алейхема.
А как замечательно смотрелись сцены из давно известного и, кажется, такого неинтересного А.Н. Островского – и как современно звучали монологи в исполнении молодых актёров!
И так показательно было то, что услышали мы, выходя на сцену Театра-студии в институте после спектакля, чтобы вручить букеты, заботливо купленные заранее. Актёры улыбались цветам, но всё их внимание было устремлено на нашего физрука, которого раньше они не видели! Знаете, что они шептали? «А Вы кто? Вы откуда? Вы из какого театра? Вы покупатель, да?»
Это был последний курс, через два месяца – прощай, институт! А вдруг этот дядька в толстом свитере – рекрутер, вдруг он ищет молодёжь в свою труппу? Вдруг возьмёт!?
Вот здесь и начинаются проблемы. С 1946 по 1952 год на экран вышло 127 наименований, что в среднем составляет 18 фильмов в год. Актёров узнавали, они были наперечёт. И хотите невероятный факт? Главным из девяти советских кинопроизведений, которые были выпущены в 1952 году в прокат, являлась лента про Сталина «Незабываемый 1919-й». Разумеется, она получила все преимущества при демонстрации в кинотеатрах – и, тем не менее, ее обошел трофейный «Тарзан», каждую из серий которого посмотрели почти 40 миллионов человек! И нельзя было скрыть, что поглядеть на Тарзана (и неоднократно!) ломились толпы. Так что в борьбе с космополитизмом и идолопоклонством перед Западом верх все равно одержал зарубежный кинематограф, такой неидеологический, но такой интересный!
С 1956 г. выходило в год около 100 фильмов. В самый пик «эпохи застоя», в 1982 году, когда умер Брежнев, было произведено 158 лент. Но больше всего фильмов вышло в 1990-91 гг. – более 500!
В 2019 г. впервые в истории два отечественных фильма за год собрали более 2 млрд рублей («Т-34» и «Холоп»), подобного никогда прежде не было! А сборы всего российского кино в 2019 году составили 12,3 млрд рублей (правда, зарубежные фильмы собрали у нас более 43 млрд. рублей).
А теперь скажите: вроде всё здорово, сборы растут, фильмы снимаются, но где в этих лентах место для ярославских, новосибирских, саратовских актёров? Во всех фильмах – одни и те же примелькавшиеся лица (сегодня он пехотинец, завтра танкист, потом разведчик, следователь и он же в новом фильме киллер…)
А молодой актёр хочет есть и жить в своей квартире, у него есть жена и ребёнок, он мечтает о роли, но её опять отдадут Козловскому или Петрову, и актёр дерётся за любую работу – за рекламу, шоу на коньках, викторину и кулинарные рецепты…
А они так сыграли бы, они ведь могут… только никто их не зовёт даже в сериал, где все места давно заняты! Конечно, можно возразить: кто вас гнал в театральный, вон, на шинный завод требуются сборщики! Только они с детства мечтали, и в театральном кружке с 7 класса занимались, и в студию ходили, и через сито отборочных показов прошли, и стали актёрами!
А Александр Анатольевич Ширвиндт несколько свысока замечает: «Артисты драмы, лишь бы засветиться, мелькают…» Господи, да все они с восторгом кинутся к любому режиссёру, который пригласит сниматься в «Гамлете», да что там, просто намекнёт…
Но пока не намекают. А жена хочет уже не шубу – просто курточку поновее… и колготки…
Что, есть место в сериале «Турникет»? Роль седьмого охранника? Пишите, я иду, бегу, лечу!