Найти в Дзене
Яхт-клубок

Некоторая справочная информация. О яхтах

Занудства пост. Пропульсивная система (установка) — это силовой комплекс судна, состоящий из нескольких основных частей: непосредственно сам корпус судна, головной движитель, редуктор или главная передача, валовый привод и движитель. ПУ является основной исполнительной частью главной судовой энергетической установки, цель которой — конвертация механической энергии двигателя в двигательную энергию, приводящую к движению судна на воде или под ней (подводные лодки). Написать эту статью меня сподвиг поиск материалов к статье об очередной лодке. В одном из обзоров автор рассуждал об возможных системах привода движителей. Я решил, что в свой материал я должен вставить нечто схожее. Но… А поймут ли меня читатели? Значит, решил я, нужно сделать некий справочный пост. Когда-то давно я первый раз учился в Московской Государственной Академии Водного Транспорта (а был еще и второй раз) - в МГАВТе. И была у нас такие дисциплины, как ТУС – Теория и Устройство Судна и УСС – Управление Судами и Сос

Занудства пост.

Пропульсивная система (установка) — это силовой комплекс судна, состоящий из нескольких основных частей: непосредственно сам корпус судна, головной движитель, редуктор или главная передача, валовый привод и движитель. ПУ является основной исполнительной частью главной судовой энергетической установки, цель которой — конвертация механической энергии двигателя в двигательную энергию, приводящую к движению судна на воде или под ней (подводные лодки).

Написать эту статью меня сподвиг поиск материалов к статье об очередной лодке. В одном из обзоров автор рассуждал об возможных системах привода движителей. Я решил, что в свой материал я должен вставить нечто схожее. Но… А поймут ли меня читатели? Значит, решил я, нужно сделать некий справочный пост.

Когда-то давно я первый раз учился в Московской Государственной Академии Водного Транспорта (а был еще и второй раз) - в МГАВТе. И была у нас такие дисциплины, как ТУС – Теория и Устройство Судна и УСС – Управление Судами и Составами (судов). Одним из вопросов, которые в них рассматривались были – системы приводов и движетели судна.

Движителями называются специальные устройства, преобразующие механическую работу судовой силовой установки в упорное давление, преодолевающее сопротивления и создающее поступательное движение судна.

Движителями могут быть: парус, весло, гребное колесо, водомёт, винт и т.п.

В моих обзорах я рассказываю о судах, использующих в качестве движителей водомёт и винт.

С системой привода водомёта всё более-менее просто. Вариантов там два. Стационарный и подвесной (подвесной мотор с водомётом)

Схема водомётного движетеля
Схема водомётного движетеля

Это схема стационарного водомётного движителя. В кормовой (задней) части корпуса судна, проходит труба, в которой размещен винт (винты) с приводом от двигателя. Вода из-под днища судна под действием винтов всасывается в этот канал и выбрасывается из кормовой части. Под действием реактивной силы судно приводится в движение.

Подвесной водомётный двигатель
Подвесной водомётный двигатель

С подвесным водомётным мотором ещё проще. Никаких каналов внутри судна не нужно.

Достоинства:

- достаточно высокая скорость;

- возможность плавать по мелководью не опасаясь повредить винт.

Недостатки:

- высокая стоимость;

- сложность в обслуживании;

- необходимость в пространстве для размещения системы;

- сложности с маневрированием.

А вот приводы обычных винтов имеют больше схем.

1. Вал. Самая старая, самая простая, классическая схема.

Катер со стационарным двигателем и валовым приводом
Катер со стационарным двигателем и валовым приводом

Внутри корпуса судна находится двигатель, от него отходит гребной вал, проходящий сквозь корпус судна через специальное устройство (дейдвуд). На конце вала размещен гребной винт. Всё! Схема простая – это её основное достоинство. Есть и недостатки. Необходимость обслуживания дейдвуда, большая осадка, необходимость в дополнительном рулевом устройстве, относительно низкая манёвренность (особенно, на заднем ходу).

1. Угловая поворотно-откидная колонка (транцевая). Пожалуй, самая распространённая система привода от стационарных двигателей на настоящее время для судов от 6 до 20 метров.

Угловая поворотно-откидная колонка
Угловая поворотно-откидная колонка

На схеме хорошо видно двигатель - в белой зоне (корпус), сама колонка – в голубой зоне (вода). Такая колонка устанавливается на транце судна - кормовой стенке корпуса, примерно, на уровне ватерлинии. Разумеется, винты находятся в воде.

Такие колонки могут быть с одним или двумя винтами на одном валу.

Одновинтовая колонка
Одновинтовая колонка
Двухвинтовая колонка
Двухвинтовая колонка

В этом случае винты вращаются в разные стороны, что даёт большую эффективность.

Отчасти, такой привод напоминает подвесной лодочный мотор, только сам двигатель и система привода у него разнесены. Соответственно.

Также, как и подвесной мотор, колонку можно поднять
Также, как и подвесной мотор, колонку можно поднять

В поднятом состоянии, в зависимости от высоты можно двигаться по мелководью или осмотреть, обслужить винты.

Система отработанная, достаточно надёжная. Как я уже сказал выше – очень распространённая! Как судоводитель, могу сказать, что судно с таким приводом очень легко управляется! И на заднем ходу тоже!!! А представьте, как великолепно управляется судно с двумя двигателями и с парой винтов на каждой колонке! Поверьте, это песня!

Остаётся добавить, что производят такие колонки ̶в̶с̶е̶,̶ ̶к̶о̶м̶у̶ ̶н̶е̶ ̶л̶е̶н̶ь̶, на сколько мне известно, в основном только компании Volvo Penta, MerCruiser и немного Yanmar. Возможно, есть ещё компании, которые производят подобные системы, но я не нашёл таких данных.

1. Азиподы (азимутальные приводы) или днищевые колонки. Относительно новая система. Пожалуй, лучший вариант, в плане управляемости. Сама схема была придумана фирмой ABB, как электромеханический привод винтов.

Азимутальный привод от компании ABB
Азимутальный привод от компании ABB

Валовая линия идёт от двигателя через угловой редуктор в днище судна. Такая схема сейчас очень часто устанавливается на крупные суда. А для яхт от 15 до 24 метров теми же компаниями Volvo Penta и MerCruiser предлагаются системы IPS и Zeus drive, соответственно. IPS от Volvo Penta более известная.

Система IPS от Volvo Penta - двигатель и азимутальная днищевая колонка
Система IPS от Volvo Penta - двигатель и азимутальная днищевая колонка

Надо отметить, что в данной схеме винты не толкающие, а тянущие (на рисунке схема «едет» вправо). Сама же колонка вращается на 360 градусов. Две таких колонки плюс подруливающее устройство (или два), и судно может двигаться вперёд, назад, боком (или, как говорят на флоте – лагом) или вообще, как угодно.

Минусы – сложность, меньшая надёжность, большая осадка судна. И большая стоимость

1. Приводы Арнесона или ASD. Эта система тоже недавняя. Придумана около 40 лет назад, но используется редко. И предназначена она, по большей части, для скоростных морских прогулочных или гоночных судов.

Привод Арнесона (далее - ASD) - в целом - это движительный комплекс, позволяющий управлять судном, обеспечивает оптимальные параметры работы суперкавитирующего полупогружённого гребного винта быстроходных судов.

Скоростная лодка Cigarette с приводами Арнесона
Скоростная лодка Cigarette с приводами Арнесона

Попробую в двух словах описать принцип этой схемы.

Приводы Арнесона используют полупогружные винты (винты находяться в воде частично, от 40 до 60%). Вал проходит от двигателя через транец (кормовую стенку корпуса). В самом транце установлена система, напоминающая ШРУС – известный многим автомобилистам Шарнир Равных Угловых Скоростей.

Данная система привода очень эффективна. На больших скоростях. Позволяет экономить топливо и даже устанавливать двигатели меньшей мощности. К тому же, у судна с таким приводом меньшая осадка. Но есть и недостатки. В первую очередь высокая стоимость, сложность и плохая манёвренность судна с ASD-приводом на малых скоростях и в ограниченном пространстве.

Вот, примерно и всё! Нет, есть еще всевозможные системы приводов движителей судна. Экспериментальных или давно устаревших. Но основные – вот эти. И, коль скоро мы говорим о моторных яхтах и катерах, то будем рассматривать именно эти системы.

Конечно, специалисты найдут, за что меня покритиковать, к чему придраться. Возможно, обычный читатель тоже найдёт повод для критики. Справедливой конструктивной критике я буду только рад. Допускаю, что я мог упустить что-либо, либо быть неточным. Буду рад вашим комментариям.