Может ли картина изменить ход истории? А серьезно повлиять на чье-либо решение? В мировой истории есть по крайней мере один такой пример. Возможно, это всего лишь красивая легенда, но от этого она не перестает быть впечатляющей.
На картине показан вроде бы обычный прохладный осенний день, наполненный тихой грустью увядающей природы. Но все ли так просто, как кажется при беглом взгляде? Лишь внимательно всмотревшись, зритель заметит неуклюже упавшего мальчишку-пастуха с окровавленной головой, около которого тоскливо воет собака. «Между тем бандит продолжает рейс над мирными просторами. Холодные, «отступающие», сине-зеленые тона далей картины подчеркивает длительность полета фашиста. И всюду он способен сеять смерть, и поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от зрителя активного вмешательства в происходящее», - писал об этой картине И.И. Пикулев в своей книге «Русское изобразительное искусство».
Ноябрь 1943 года. В советском посольстве Тегерана проходит конференция Сталина, Рузвельта и Черчилля. На стенах зала заседаний висят картины советских художников, отобранные лично Иосифом Виссарионовичем. Среди них полотно Аркадия Пластова, написанное в самый разгар Великой Отечественной войны в 1942 году. «Надо было сопротивляться, не помышляя ни о чём другом, надо было кричать во весь голос… Надо было облик этого чудовища показать во всем его вопиющем о беспощадной мести обличье», - говорил о своей работе сам художник. Первоначальное название «Немец пролетел» предусмотрительно заменили на более политкорректное «Фашист пролетел». Считается, что эта картина произвела сильнейшее впечатление на премьер-министра Великобритании и президента США и повлияла на их решение об открытии второго фронта. И пускай сейчас уже никто этого не подтвердит и не опровергнет, но мы точно знаем, что искусство способно влиять на человека и затрагивать самые глубинные уголки его души.