При подготовке этого материала я столкнулась с тем, что многие вопросы в истории врачевания на Руси спустя много веков все еще остаются дискуссионными. Все потому что первоисточников мало и они зачастую разрозненные.
Но все же попробуем выстроить линию того, как развивалось у наших предков представление о том, как, что, кого и чем надо лечить: от знахарства до монастырских лечебниц и личных лекарей князей.
Весь материал по этому вопросу я решила назвать "Как на Руси врачевали". В первой части преимущественно речь пойдет о дохристианской Руси - о знахарском культе.
1. Поговорим о том, что представлял собой культ знахарства на Руси.
2. Рассмотрим, кто такие волхвы, равны ли колдуны знахарям.
Культ знахарства
О том существовало ли лечение народными методами на Руси до Христианства, исследователи спорят меньше всего. Топоров, Чебан, Брицкая, можно перечислять долго.
Практически все этнографы, культурологи, лингвисты, другие специалисты уверены, что языческая Русь имела стройную и очень развитую систему народной медицины. В центре ее стоял знахарь.
Основные причины недугов - инородные предметы и злые духи
Очень интересной мне показалась мысль о том, что наши древние предки считали причиной всех недугов. Оказывается, причин всего две - злые духи и инородные предметы.
Злые духи
От злых духов лечили соответственно заговорами и другими словесными ритуалами. Еще в студенчестве изучив несколько сборников заговоров и лечебников, я пришла к выводу, что в этом деле врачевателям помогали еще и амулеты, которые они делали по определенным правилам и из ограниченных материалов.
Интересно, что злых духов подозревали в первую очередь. Причем считалось, что человек мог их прогневить или призвать, сделав другим людям зло. Поэтому сначала знахарь мог предложить самому человеку покаяться, если не помогало, тогда уже знахарь брался за дело серьезно.
Инородные тела
А вот с инородными предметами было сложнее. Если инородный предмет не попадал во внутрь болезного, то помогали травы, минералы и тотемные животные. Это вполне объяснимо, ведь знающие люди к тому моменту накопили богатый опыт воздействия всего природного на человека.
Мне больше всего запомнилось то, что Нарзан, его называют в древних сборниках кислой водой или водой-богатырем, был известен как минимум с 11 века. И это он упомянут, то есть записан. Наверняка, стал известен значительно раньше. Спектр действия тот же, что и сейчас.
Если ничего инородного на теле человека не было, то знахарям было очень и очень не легко. Значит, это что-то было внутри и это нужно было изгнать. Часто обращались к языческим богам, искали другие необычные выходы из ситуации.
Известно, что на Руси были специальные языческие обращения к богиням Лихорадкам, Кори и Оспе. Запомнилась одна описанная в записках травницы 13 века ситуация. Когда оспа пришла в дом болезной, ее близкие перестали мыться и менять одежду.
Сделано это было по совету травницы-знахарки. Ведь богини недугов не любят тех, кто им не поклоняется или тем более пытается обидеть. Еще божеству преподнесли сладкое подношение. Помог ли этот совет? Вряд ли, но данных об этом нет.
Волхвы - кто такие?
На этот счет существует несколько мнений. В части из них волхвов называют языческими жрецами, которые умели видеть будущее и управляли погодой.
В некоторых источниках можно встретить мнение о том, что жрецов на Руси не существовало. Как и культа жертвенности, все это спорные теории, ряд из которых и сейчас активно опровергается.
Меж тем это точно были люди, обладающие особыми знаниями. С одной стороны - знаниями культа, с другой - знаниями врачевания. Мне эта точка зрения ближе.
Мне кажется, что волхвы как раз и были своеобразными знахарями, которые потом объединили свои знания и воззрения со знаниями, привнесенными монахами из Византии.
Колдуны - это те же знахари, только плохие?
Как-то прочла работу, в которой автор утверждал, что знахарей на Руси обходили стороной. Так как они могли свои знания применять не только во благо, но и во вред.
Это прямо противоречит тому, что "собирали" знахари в свои немногочисленные сборники. Речь о травниках, лечебниках и заговорниках. Почитать таковые можно в отделах редкой книги в библиотеках.
Все они написаны на древнерусском. Их немного, но они есть. И уже там есть данные о том, как начала формироваться этика знахарей. Для них считалось грехом навредить даже случайно.
Так же они писали о колдунах, не приравнивая их с собой. Так что колдуны - это не знахари. Это совсем другое. Их, действительно, боялись на Руси. В отличие от знахарей, которых почитали и даже просили чему-то обучить.
И те, кстати, соглашались. Хотя чаще речь шла о династиях знахарей, где знания передавались от поколения к поколению.
Преемственность стала особенно важной для монастырских лекарей, которые появились на Руси после принятия Христианства (про пещеры, бани и лечение красками). О них речь пойдет в следующей статье из цикла "Как на Руси врачевали".