Найти тему
Моя Россия

Загадка Чёрного квадрата

Оглавление
Триптих Малевича
Триптих Малевича

«Чёрный квадрат» Малевича – самое загадочное творение в искусстве ХХ века. Ни одна другая картина не смогла претендовать на подобную концептуальную целостность и вобрать в себя столько вопросов, споров и интриг. Столько восторгов и возмущений.

Лишь «Чёрный квадрат», уже в момент рождения, перестал быть просто картиной, он стал концептом, воплощённой идеей.

Если обычный человек нарисует черный квадрат, вряд ли кто-нибудь будет считать это важным событием или гениальным прорывом. Скорее всего, такой рисунок даже рисунком не назовут. Но если это делает мастер, создавший художественную школу и написавший массу философских сочинений, то к такому «Чёрному квадрату» нужно присмотреться внимательнее. Попытаться прочитать заложенный художником посыл.

Давайте разберёмся, почему эта работа Казимира Севериновича Малевича привлекает к себе столько внимания. И как может такая издевательская простота воплощения соседствовать с запредельной глубиной замысла?

Четыре «Чёрных квадрата»

Разговор о «Чёрном квадрате» можно начать с того, что на знаменитой картине Казимира Малевича изображен не квадрат и он даже не чёрный. Художник добился кажущегося чёрного цвета, накладывая друг на друга множество других цветов. По форме на картине изображен прямоугольник, но с соотношением сторон близким к квадрату. Малевич перед выставками предупреждал, чтобы вешали картину широкой стороной наверх. Но нередко бывали случаи, когда его требование не выполнялось, и посетители были вынуждены смотреть на перевёрнутую картину.

Мастерская Малевича
Мастерская Малевича

«Чёрный супрематический квадрат» – таково полное название картины. Идея её написания возникла у Малевича в 1913 году. Именно этот год мастер указывал на всех «Квадратах». Всего же картин с таким названием, т.е. авторских копий, у Малевича было четыре.

Первый вариант был создан в 1915 году. В то время Казимир Северинович работал над оформлением оперы «Победа над солнцем». Этот вариант «Квадрата» отличается тем, что картина написана поверх другой супрематической композиции с преобладающим красным цветом. В наше время задумка автора раскрылась – черный цвет на картине пошёл трещинами, и красная подложка стала немного просвечивать, так что создаётся иллюзия именно «Победы над солнцем».

Cover "Victory over the Sun". КРУЧЕНЫХ А. Победа над солнцем. Опера А. Крученых. Пролог В. Хлебникова. Музыка М. Матюшина. [СПб., Свет, 1913]. Обложка по рисункам К. Малевича и Д. Бурлюка.
Cover "Victory over the Sun". КРУЧЕНЫХ А. Победа над солнцем. Опера А. Крученых. Пролог В. Хлебникова. Музыка М. Матюшина. [СПб., Свет, 1913]. Обложка по рисункам К. Малевича и Д. Бурлюка.

Второй «Квадрат» был написан в 1923 году, специально для выставки в Венеции, где он выставлялся в триптихе «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Этот квадрат несколько отличался от первого – имел более узкие белые поля.

Триптих: Круг, Квадрат, Крест.
Триптих: Круг, Квадрат, Крест.

Третий «Квадрат» возник в 1929 году. Малевича попросили повторить первый «Квадрат», но он воспроизвёл «Квадрат» 1923 года в размере «Квадрата» 1915 года.

Четвёртый «Квадрат» – самый маленький и самый известный. Именно этот «Квадрат» куплен за 1 миллион долларов частным лицом и подарен Эрмитажу. По словам Михаила Пиотровского это самая живая и пластичная версия квадрата. А написан он между 1920 и 1930 годами.

«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже
«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже

Точка

В первом приближении «Черный квадрат» являет собой символ завершения магистрального направления поисков в живописи. Много тысяч лет, начиная с пещерных рисунков и петроглифов, люди учились отображать внешний мир максимально близко к оригиналу.

Многие достигли в этом потрясающих успехов. Когда же появился фотоаппарат и взял на себя все функции копирования окружающих предметов, художники занялись поиском других путей отображения действительности. Им стало интересно изображать не просто реальность, а свои представления о реальности. Свои впечатления об окружающем мире. Перед ними открылись новые возможности.

Но Малевич заглянул в будущее и предсказал, что будет в конце этих экспериментов. Он наложил друг на друга все уже написанные и ненаписанные картины, соединил опыт предыдущих поколений и творческий потенциал современников. В результате получилась картина, вобравшая в себя все остальные картины. Таким образом, Малевич поставил точку. Большую жирную точку.

Знал ли Малевич, что сейчас, во времена компьютеров, точка так и выглядит – чёрный квадрат на белом фоне?

К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее
К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее

Ничто

Ещё один уровень в осмыслении «Чёрного квадрата» Малевича связан с понятием «дионисийство» величайшего немецкого философа Фридриха Ницше. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выдвинул гипотезу, что в любом произведении искусства заложено соотношение между двумя ключевыми началами – «аполлоническим» и «дионисийским». Между видимым и невидимым, сказанным и невысказанным, формой и бесформенностью, определённым и неопределённым. Между аполлоническим порядком и дионисийским хаосом.

Суть беспредметного искусства для Малевича, так же как и «дионисийство» Ницше воплощают Бездну или «Ничто» – абсолютно «Другое» по отношению к аполлонической познаваемости. То «невыразимое», что скрывается в каждой картине и которое всегда ускользает от логических объяснений.

Если у Ницше Дионис – всегда прячущийся бог, то у Малевича его беспредметное – это то, что в картине сокрыто от всех, даже от самой картины. Ведь истина не открывается нам явно, но мы сами должны постоянно угадывать её божественное присутствие.

Такое сокрытие истины происходит в иконах, изображениях дионисийских по своей невысказанности и глубине. Аналогия с иконой неслучайна – впервые Малевич представил «Чёрный квадрат» публике в 1915 году, на выставке «0,10», где повесил его в «красный угол».

Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год
Казимир Малевич (1879 - 1935) «Автопортрет». 1933 год

В сущности «Чёрный квадрат» и стал иконой футуризма. Ликом Ничто. А Ничто и являлось для Малевича настоящим Бытиём. Ведь именно из бездны Ничто окружающий мир черпает свои бесконечные формы. Это, ускользающая от понимания, первопричина всего сущего, тот сгусток первоматерии, давший начало Большому Взрыву.

«Чёрный квадрат» – это манифестация Ничто. Символ вечной пустоты, осознав которую художник может творить чистое, ничем не мотивированное, искусство.

Автор: Родион Творогин