Кто из нас не испытывал глухого, давящего сердце ужасного ощущения неминуемой беды? Прилагая немыслимые усилия воли, чтобы навязчивые предвестники несчастья отступили, и в надежде освободиться от жутких пут, мы тут же готовы задуматься о цели и истинном предназначении своего пребывания на грешной земле.
Впервые негатив подобных ассоциативных воздействий невидимого астрального плана на хрупкую скорлупу своей собственной физической оболочки я почувствовал не где-нибудь, а внутри Мавзолея на Красной площади, когда в фокусе зрачков появилось забальзамированное тело вождя мирового пролетариата. Тогда мне показалось, что уже никогда не выбраться на свежий воздух из мрачного подземелья, будто тяжелая и грязная (в энергетическом смысле) атмосфера усыпальницы Ленина сама внушила эту, не терпящую никакой позитивной корректировки, мысль.
Следующим кошмаром, навсегда врезавшимся в память «девятым валом» дурных предчувствий и сопровождавшимся таким же ощущением безысходности ситуации, явилось посещение последнего (или временного?) пристанища Георгия Димитрова, его Мавзолея в самом центре Софии. Все слова об этом склепе, услышанные впоследствии от других людей - пустые, ибо язык слишком беден, чтобы передать тягостный формат моего личного физического состояния в ту минуту.
Удивительно, но вся наша группа после лицезрения мумии болгарского революционера впала в затяжную депрессию, которая лишь частично смогла «попустить» наше сознание беззаботных туристов лишь в Казанлыкской долине роз и у скульптурной группы памятника, установленного веселыми жителями Габрово прямо посередине вод местной речушки. Понятное дело, что после подобных «смотрин» я убедил себя в том, что больше в «мертвые зоны» нога моя не ступит. Однако все оказалось не так просто.
Недавно в Крыму совершенно неожиданно в месте, от которого никак нельзя было ожидать ничего похожего на «мавзолейный негатив, на могиле поэта Максимилиана Волошина я невольно окунулся в атмосферу гнетущего, давящего каждую клеточку организма ужаса.
Возможно, не все знают, что похоронен он на вершине одинокой горы (или как еще называют это место жители Коктебеля, холм Кучук-Енишары), куда стремятся непременно попасть любители его творчества. Впрочем, ручеек почитателей-паломников весьма тонок... Именно там, едва достигнув вершины после долгого, но вовсе нетрудного подъема, я испытал вместе со своими спутниками этот сырой, непреодолимый пресс ужаса, навалившийся подобно тяжелой бетонной плите, на не совсем крепкие плечи. Может, и была для Максимилиана Волошина, который еще при жизни создал в своем воображении удивительную поэтическую страну, называя Коктебель Киммерией, земля эта, часто не радостная, пустынная, отверженная, но чрезвычайно незаменимая. Праматерью Сущего: "Как в малой раковине Океана великое дыхание гудит... Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна. Заключена и преображена». Он считал ее к тому же еще и судьбоносной: «Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его пролива, И на скале, замкнувшей зыбь залива. Судьбой и ветрами изваян профиль мой..." Что за упоминание о профиле? Заместитель министра культуры Крыма Леонид Белый, принимающий активное участие в создании проекта будущего заповедника Волошина, считает этот факт концептуальным стержнем: «Поражает воображение созданный природой миллионы лет назад огромный скальный профиль Максимилиана Волошина, обращенный к морю...».
К этому времени я уже знал о некоторых мистических странностях, имевших место в жизни Волошина. А если бы и не знал, это не помешало бы ухватить суть происходящего: впечатление после посещения его могилы оказалось настоль жутким и глубоким, что однажды на литературном вечере в ДК имени Франко (Донецк) я поведал о нем известному в Союзе писателей литературному критику.
К моему изумлению, человек, которого меньше всего можно было заподозрить в мистицизме и благосклонности к магии, спокойно кивнул головой и сказал нечто несусветное:
«Разве вы не знаете? Ведь еще Анастасия Цветаева писала о том, что в жизни Макса есть какая-то тайна! Например, иногда, когда он работал в одиночестве, за его спиной самовозгорались портьеры, что дом, построенный поэтом по собственному проекту и замыслу, символизирует творческую, духовную и интеллектуальную атмосферу таинственной Мистерии, истоки которой он упрятал так далеко в уголки собственной души, что доступа к ним не было ни у кого из родных, близких и друзей... Говоря проще, все его окружение было уверено, что Макс, что называется, продал душу Дьяволу. Уж не знаю, так ли это, но, на мой взгляд, определенное отношение к потустороннему миру он с какого-то момента своей жизни действительно имел... Откровенно говоря, его талант был не настолько велик, чтобы обосновать имеющуюся популярность... В общем, если это так и есть, вряд ли его жизнь на том свете благополучна.
Эти вещи весьма наказуемы! Говорят, если здесь, на Земле, мы еще как-то можем исправить свои ошибки, даже ужасные, искренним раскаянием, то ТАМ это просто невозможно. Для души, ушедшей за грань реальности, покаяния не существует, только наказание... Потому и бесконечные возвращения к могиле когда-то известного поэта и художника Максимилиана Волошина порождают непереносимый для живого человека ужас. Такого рода контакт между живыми и мертвыми Природой не предусмотрен, он не является естественным...».
Не потому ли в 1924 году Волошин написал такие строки:
"Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли…
Я ж уношу в своё странствие странствий
Лучшее из наваждений земли…"