Как опровергнуть любой аргумент?
Суть философии скептицизма сводится к одному простому правилу: любое знание можно поставить под сомнение. Почему же это так?
Если смотреть на течение скептицизма в историческом срезе, то оказывается, что это явление вовсе неоднородное и принадлежит сразу нескольким эпохам, а вместе с эпохами изменялся и ответ на данный вопрос. Но начнём мы, конечно же, с истоков.
Рождение скептицизма связывается с именем Пиррона из Элиды (ок. 360-275 до н.э.). Целью жизни философ считал счастье, которое достигается при душевном равновесии. К ощущению спокойствия, в свою очередь, приводит воздержание от суждений, поскольку мы не можем судить о вещах правильно. Ведь какова природа вещей? Нам неизвестно. Можем ли мы судить о вещах, если мы их в действительности не понимаем? Не можем. Что же тогда делать? Воздерживаться от высказываний по поводу того, какими вещи являются.
Уникальность этой философии состояла в том, что она ничего не утверждала. Последователи Пиррона занимались опровержением любых догматических систем, завершенных мировоззренческих концепций, в конечном счете, они выступали против существующей религии и других заблуждений человечества. С развитием скептицизма возникает особый подход к критике систем знаний...
Метод состоит в опровержении тезиса, затем в опровержении противоположного тезиса, другими словами, цель скептиков состоит в дискредитации самой возможности завершенного знания. Будучи искусными ораторами, скептики эффектно демонстрировали, что истина зависит от точки зрения. Об этом пишет древнегреческий философ-скептик и врач Секст Эмпирик. По его убеждению, любой аргумент основан на каких-то допущениях или интуитивно подразумеваемых предпосылках, что говорит о наличии «дыр» в любом доказательстве. Допустим, если я пытаюсь убедить кого-то, что знаю, кто украл коров, потому что видел виновника за совершением этого преступления, я интуитивно подразумеваю, что глаза меня не обманывают. Но как это подтвердить? Выходит, что любой аргумент легко можно опровергнуть.
Следующий важный этап в развитии скептицизма – это философия Дэвида Юма. Философ разрушил тысячелетнюю веру человечества в закон причинности до самого основания. Дело в том, что мы убеждены, будто одно событие и обычно следующее за ним другое событие связаны в неразрывную причинно-следственную связь. К примеру, если садится солнце за горизонтом, мы говорим, что будет ночь. Подобным образом строятся выводы любого эксперимента.
Однако, как утверждает Юм, у нас нет веских оснований считать, что причина реально связана со следствием. Любые два якобы связанные события скрепляются друг с другом только в нашем уме и восприятии. Мы перекладываем собственный опыт на внешний мир. В конечном счёте, и солнца когда-нибудь наверняка не будет.
Наконец, гроб в крышку наивной веры человека в истину забил немецкий философ Иммануил Кант. Пробужденный от «догматического сна» суждениями Юма Кант высказал несколько тезисов о том, как мы познаём этот мир:
1. Мир, как он есть на самом деле, – это вещь-в-себе, то есть закрытый для нас навечно тайник.
2. Всё, что мы познаём - продукт нашего опыта, наша чувственность искажает предмет посредством категорий пространства и время, которых, по мнению Канта, не существует в природе, а рассудок раскладывает опыт в уме так, как ему удобнее и привычнее.
Сейчас указанные соображения уже являются частью обычного научного мышления, поскольку нет сомнений в наличии ограничений у наших познавательных способностей. И нужно добавить, что мы понимаем мир, как можем. Оптические иллюзии и вовсе доказывают, что даже наше искажённое восприятие нестабильно и может менять в связи с некоторыми условиями.
Более того, наш мозг додумывает за нас картинки, звуки, создаёт ложные воспоминания. Выходит, мы в принципе живем заблуждениями. И главное наше заблуждение – наличие личности, нашего «Я». Читайте об этом подробнее в материале - "Нобелевский лауреат: гомункулус в нашем мозге создаёт иллюзию нашей личности".
Тема для дебатов: является ли истиной то, что нет ничего кроме лжи? Ведь это, выходит, непреложное правило.
Источник фото: blog.np.church