Найти тему
Тугодум

От Шекспира до Диккенса

СУДДЕНСКАЯ ЗАДАЧА

Он провел день, работая над своим романом "Тайна Эдвина Друда", который должен был остаться незавершенным. "...У него случился приступ во время ужина. Он встал из-за стола в оцепенении и сказал, что должен ехать в Лондон; затем упал на пол и так и не пришел в сознание. Он умер на следующий день." В этой несколько театральной манере американский критик Эдмунд Уилсон в своем длинном эссе, опубликованном в "Избранном произведении" ("Люмен"), описывает смерть от удара Чарльза Диккенса, который пользовался всеобщей славой. Это случилось 9 июня 1870 года, ровно полтора века назад, в Гэдс-Хилле, любимом загородном доме английского писателя, в графстве Кент. Вопреки его желанию, он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, в так называемом "Богатейшем из поэтов", недалеко от могил Георга Фридриха Генделя и Джона Мильтона, на глазах у толпы.

https://pin.it/2S8xNTs
https://pin.it/2S8xNTs

Романисту, вершине реалистической литературы 19 века, было 58 лет, слишком молодой, чтобы умереть даже в то время. Диккенс всю жизнь обладал плохим состоянием здоровья, начиная с несчастливого детства и юности, с враждебно настроенной по отношению к нему матерью и, прежде всего, с отцом-трамбонистом, который в свое время был заключен в тюрьму за финансовые преступления и который не переставал создавать ему проблемы во время жизни. Огромный успех его романов, написанных в почти юношеском возрасте 25 лет с "Посмертных газет Пиквикского клуба" (1837), не исключал неудач и не позволял избежать периодов депрессии. На протяжении всей своей жизни Диккенс был очень активен как писатель, журналист, драматург и лектор, работая на износ, много путешествуя и совершая много переездов по семейным обстоятельствам. Некоторые видят причину его преждевременной смерти в его огромном профессиональном и личном стрессе. Большую экономическую выгоду он извлек из публичного прочтения своих романов в театрах, где собирались толпы людей. Всего за два года до смерти он гастролировал по Соединенным Штатам, давая 471 публичное выступление.

БРАК БЕЗ ЛЮБВИ

Краткое, занимательное и очень хорошо написанное биографическое эссе переводчика и писательницы Амелии Перес де Виллар только что было переиздано в энаморадо Fórcola Dickens. У нас есть в наличии, среди прочего, две основные работы об авторе "Canción de Navidad" (1843 г.): Чарльзе Диккенсе, el observador solitario (Edhasa), Питере Акройде, и Чарльзе Диккенсе (Pre-Textos), Гилберте Ките Честертоне. Книга Переса де Виллара, помимо краткости и ясности, обладает тем преимуществом, что она сосредоточена, не пренебрегая ни своими романами, ни остальными превратностями, на любовных романах Диккенса, которые были очень болезненными и ключевыми вопросами в его характере и его литературе. После смерти Диккенса он двенадцать лет был разлучен с Кэтрин Хогарт, с которой он прожил в несчастливом браке для обеих сторон в течение двадцати двух лет. Диккенсу, ревностному христианину, потребовалось много времени, чтобы признать, что он и Екатерина очень сильно отличались друг от друга и совсем не понимали друг друга. Тем не менее, у них было десять детей, несколько они потеряли, до рождения, как и многие другие семьи того времени. Диккенсу нужно было писать и публиковать, чтобы зарабатывать деньги, удовлетворять потребности такой большой семьи и жить в больших домах. Между Чарльзом и Кэтрин не было никакого интеллектуального понимания и сотрудничесвтва.

ОКОЛО ТРИДЦАТИ ФИЛЬМОВ

После трудной разлуки с Екатериной Диккенс опубликовал - сначала частями, как он почти всегда это делал - два своих главных романа: "Повесть о двух городах" (1859 г.) и "Большие надежды" (1861 г.). В фильме "Filmin" можно увидеть две киноверсии этих романов - режиссера Джека Конвэя и Майка Ньюэлла соответственно, а также еще двенадцать, основанных на историях писателя, один из самых дружественных к экрану в истории кино. По моим подсчетам, существует около тридцати фильмов, основанных на романах Диккенса, и кино, кстати, отвечает за укрепление его литературного образа, связанного с богатым и сентиментальным повествованием о несчастном и жестоком детстве, направленного на детскую аудиторию, образ, серьезно искажающий его литературу и усложняющий ее чтение сегодня среди взрослой аудитории, которая склонна считать, что чтение, например, Оливера Твиста (1838) - это ненужный опыт.

ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНЫЙ РОМАН

Незадолго до расставания с Кэтрин Диккенс познакомился с очень молодой театральной актрисой Эллен Тернан, известной под именем Нелли. Ему было 45, ей 18. Постепенно завязался любовный роман, который мог бы быть полностью удовлетворительным, но который с самого начала был задушен трудностями в общении и публичным скандалом, который разгорелся бы в разгар викторианства. Королева Виктория, кстати, была преданной поклонницей Диккенса. Ребенок, который родился, но не был юридически зарегистрирован, умер вскоре после рождения. Фильм, снятый Ральфом Файнсом в 2013 году и получивший значительное название "Женщина-невидимка", рассказывает об отношениях между Чарльзом и Эллен. Однако Эллен можно увидеть в некоторых женских персонажах из "Истории двух городов" и "Великих ожиданий", таких как Мария Биднелл, которую можно полностью узнать в "Доре" Дэвида Копперфилда (1850 г.), самом автобиографическом романе Диккенса. Эта Мария, которая не была великой персоной, была первой, молодой и великой любовью Диккенса, которая не получила т должного развития из-за ветренного поведения девушки и неприятия тогдашнего несущественного молодого человека ее отцом. Эта разрушенная любовь опечалила половину жизни Диккенса, великого неудачника в сентиментальных связях, который искал утешения с двумя сестрами Екатерины, которые помогали в его доме: Марии - преждевременно умершей, которую он очень любил, и Джорджине, которая была с ним и в его служении до самой смерти.

НА ВЕРШИНЕ ШЕКСПИРА

Нет сомнений, что Николас Никлби (1839), Антикварный магазин (1840) и Блик-Хаус (1853) - это романы, не менее важные, чем упомянутые, но их недостаточная экранизация удерживает их в области определенной полутени. Как я уже предлагал, нужно было бы посмотреть, оказал ли кинотеатр Диккенсу услугу или причинил ему вред. Его литературная деформация, его обращение с повествовательными структурами, его реалистическая сила в построении установок, персонажей и ситуаций - которые он знал из первых рук, по ударам ногами на улице - даже его юмор не может быть использован так же, как при чтении перед экраном. Как бы много ни делал кинотеатр для распространения Диккенса - мы говорим, имеем в виду, о Джордже Кукоре, Дэвиде Лине, Кэрол Рид или Романе Полански, но в то же время он тривиал Диккензиан и амортизировал его для возможных читателей. 20-й век начался для него не очень удачно, так как модернисты Блумсбери и современного романа в целом - и Вирджинии Вульф в частности - напали на него и построили на нем свои книги. Логично было порвать с прошлым, но и несправедливо. Сегодня, накануне круглой годовщины его смерти, стоит вспомнить, что им восхищались такие разные писатели, как Франц Кафка или Владимир Набоков, и признавали его учение. Гарольд Блум не моргнул, когда его поставили наравне с Уильямом Шекспир