СУДДЕНСКАЯ ЗАДАЧА
Он провел день, работая над своим романом "Тайна Эдвина Друда", который должен был остаться незавершенным. "...У него случился приступ во время ужина. Он встал из-за стола в оцепенении и сказал, что должен ехать в Лондон; затем упал на пол и так и не пришел в сознание. Он умер на следующий день." В этой несколько театральной манере американский критик Эдмунд Уилсон в своем длинном эссе, опубликованном в "Избранном произведении" ("Люмен"), описывает смерть от удара Чарльза Диккенса, который пользовался всеобщей славой. Это случилось 9 июня 1870 года, ровно полтора века назад, в Гэдс-Хилле, любимом загородном доме английского писателя, в графстве Кент. Вопреки его желанию, он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, в так называемом "Богатейшем из поэтов", недалеко от могил Георга Фридриха Генделя и Джона Мильтона, на глазах у толпы.
Романисту, вершине реалистической литературы 19 века, было 58 лет, слишком молодой, чтобы умереть даже в то время. Диккенс всю жизнь обладал плохим состоянием здоровья, начиная с несчастливого детства и юности, с враждебно настроенной по отношению к нему матерью и, прежде всего, с отцом-трамбонистом, который в свое время был заключен в тюрьму за финансовые преступления и который не переставал создавать ему проблемы во время жизни. Огромный успех его романов, написанных в почти юношеском возрасте 25 лет с "Посмертных газет Пиквикского клуба" (1837), не исключал неудач и не позволял избежать периодов депрессии. На протяжении всей своей жизни Диккенс был очень активен как писатель, журналист, драматург и лектор, работая на износ, много путешествуя и совершая много переездов по семейным обстоятельствам. Некоторые видят причину его преждевременной смерти в его огромном профессиональном и личном стрессе. Большую экономическую выгоду он извлек из публичного прочтения своих романов в театрах, где собирались толпы людей. Всего за два года до смерти он гастролировал по Соединенным Штатам, давая 471 публичное выступление.
БРАК БЕЗ ЛЮБВИ
Краткое, занимательное и очень хорошо написанное биографическое эссе переводчика и писательницы Амелии Перес де Виллар только что было переиздано в энаморадо Fórcola Dickens. У нас есть в наличии, среди прочего, две основные работы об авторе "Canción de Navidad" (1843 г.): Чарльзе Диккенсе, el observador solitario (Edhasa), Питере Акройде, и Чарльзе Диккенсе (Pre-Textos), Гилберте Ките Честертоне. Книга Переса де Виллара, помимо краткости и ясности, обладает тем преимуществом, что она сосредоточена, не пренебрегая ни своими романами, ни остальными превратностями, на любовных романах Диккенса, которые были очень болезненными и ключевыми вопросами в его характере и его литературе. После смерти Диккенса он двенадцать лет был разлучен с Кэтрин Хогарт, с которой он прожил в несчастливом браке для обеих сторон в течение двадцати двух лет. Диккенсу, ревностному христианину, потребовалось много времени, чтобы признать, что он и Екатерина очень сильно отличались друг от друга и совсем не понимали друг друга. Тем не менее, у них было десять детей, несколько они потеряли, до рождения, как и многие другие семьи того времени. Диккенсу нужно было писать и публиковать, чтобы зарабатывать деньги, удовлетворять потребности такой большой семьи и жить в больших домах. Между Чарльзом и Кэтрин не было никакого интеллектуального понимания и сотрудничесвтва.
ОКОЛО ТРИДЦАТИ ФИЛЬМОВ
После трудной разлуки с Екатериной Диккенс опубликовал - сначала частями, как он почти всегда это делал - два своих главных романа: "Повесть о двух городах" (1859 г.) и "Большие надежды" (1861 г.). В фильме "Filmin" можно увидеть две киноверсии этих романов - режиссера Джека Конвэя и Майка Ньюэлла соответственно, а также еще двенадцать, основанных на историях писателя, один из самых дружественных к экрану в истории кино. По моим подсчетам, существует около тридцати фильмов, основанных на романах Диккенса, и кино, кстати, отвечает за укрепление его литературного образа, связанного с богатым и сентиментальным повествованием о несчастном и жестоком детстве, направленного на детскую аудиторию, образ, серьезно искажающий его литературу и усложняющий ее чтение сегодня среди взрослой аудитории, которая склонна считать, что чтение, например, Оливера Твиста (1838) - это ненужный опыт.
ПОЧТИ НЕВОЗМОЖНЫЙ РОМАН
Незадолго до расставания с Кэтрин Диккенс познакомился с очень молодой театральной актрисой Эллен Тернан, известной под именем Нелли. Ему было 45, ей 18. Постепенно завязался любовный роман, который мог бы быть полностью удовлетворительным, но который с самого начала был задушен трудностями в общении и публичным скандалом, который разгорелся бы в разгар викторианства. Королева Виктория, кстати, была преданной поклонницей Диккенса. Ребенок, который родился, но не был юридически зарегистрирован, умер вскоре после рождения. Фильм, снятый Ральфом Файнсом в 2013 году и получивший значительное название "Женщина-невидимка", рассказывает об отношениях между Чарльзом и Эллен. Однако Эллен можно увидеть в некоторых женских персонажах из "Истории двух городов" и "Великих ожиданий", таких как Мария Биднелл, которую можно полностью узнать в "Доре" Дэвида Копперфилда (1850 г.), самом автобиографическом романе Диккенса. Эта Мария, которая не была великой персоной, была первой, молодой и великой любовью Диккенса, которая не получила т должного развития из-за ветренного поведения девушки и неприятия тогдашнего несущественного молодого человека ее отцом. Эта разрушенная любовь опечалила половину жизни Диккенса, великого неудачника в сентиментальных связях, который искал утешения с двумя сестрами Екатерины, которые помогали в его доме: Марии - преждевременно умершей, которую он очень любил, и Джорджине, которая была с ним и в его служении до самой смерти.
НА ВЕРШИНЕ ШЕКСПИРА
Нет сомнений, что Николас Никлби (1839), Антикварный магазин (1840) и Блик-Хаус (1853) - это романы, не менее важные, чем упомянутые, но их недостаточная экранизация удерживает их в области определенной полутени. Как я уже предлагал, нужно было бы посмотреть, оказал ли кинотеатр Диккенсу услугу или причинил ему вред. Его литературная деформация, его обращение с повествовательными структурами, его реалистическая сила в построении установок, персонажей и ситуаций - которые он знал из первых рук, по ударам ногами на улице - даже его юмор не может быть использован так же, как при чтении перед экраном. Как бы много ни делал кинотеатр для распространения Диккенса - мы говорим, имеем в виду, о Джордже Кукоре, Дэвиде Лине, Кэрол Рид или Романе Полански, но в то же время он тривиал Диккензиан и амортизировал его для возможных читателей. 20-й век начался для него не очень удачно, так как модернисты Блумсбери и современного романа в целом - и Вирджинии Вульф в частности - напали на него и построили на нем свои книги. Логично было порвать с прошлым, но и несправедливо. Сегодня, накануне круглой годовщины его смерти, стоит вспомнить, что им восхищались такие разные писатели, как Франц Кафка или Владимир Набоков, и признавали его учение. Гарольд Блум не моргнул, когда его поставили наравне с Уильямом Шекспир