Идеи о гигантском орудии появились у командования немецкой армии еще в 1934 году, когда встал вопрос о преодолении линии Мажино. Мощнейшая система укреплений на границе между Францией и Германией была настоящей головной болью для вермахта. А в том, что линию Мажино как-то придется преодолевать, у фюрера сомнений не было.
Спустя два года Адольф Гитлер распорядился спроектировать сверхмощное орудие, способное разнести все укрепления противника в пух и прах. Пушка должна была быть как можно больше и мощнее. В конце концов, это был и вопрос престижа — условия Версальского договора ограничивали калибр допустимых для содержания на вооружении орудий всего 150 миллиметрами. В очередной раз щелкнуть по носу победивших в Первой мировой войне — что может быть слаще?
Разработкой этого орудия занялась группа конструкторов одного их крупнейших промышленных предприятий Германии — Krupp. Задачи перед инженерами во главе с Эрихом Мюллером стояли проктически не возможные на то время : снаряд пушки должен пробивать броню толщиной не меньше метра .Дальнобойность — чем дальше, тем лучше, но ориентироваться нужно на 40—50 километров.
За год специалисты Krupp справились с заданием и закончили проектирование пушек калибром 700, 800, 850 и 1000 миллиметров. С учетом плюсов и минусов каждого решения Гитлер отдал предпочтение 80-сантиметровому варианту. Заводы Krupp должны были поставить вермахту три одинаковых орудия-гиганта. Тестовая модель была готова уже в 1939 году, а еще спустя год можно было приступать к испытаниям на полигоне. Встречайте «Дору».
С названием у этого орудия возникла небольшая путаница. Дело в том что завод Krupp сделал два гигантских орудия с одинаковыми характеристиками -"Толстого Густова" и "Дору".Названия довались им следуя традиции, согласно которой тяжёлое орудие получало название в честь членов семьи Krupp главных конструкторов. Густав был одним из руководителей Krupp,а дорой была жена Эриха Мюллера.
Машина получилась воистину впечатляющая.Масса "Доры" достигала почти 1350 тонн, в длину орудие было 42 метра (длинна ствола составляла 32 метра) а, высоту она была примерно 18 метров. Стреляла она 5-7 тонными снарядами.
Наиболее эффективная стрельба была на уровне 40 километров, максимальная дальность стрельбы была в 55 километров.
На месте дислокации такая махина могла передвигаться только по сдвоенным железнодорожным путям на восьми тележках с пятью осями. Однако для этого «Дору» сначала надо было доставить и собрать, что требовало пяти поездов с сотней вагонов! Примерно половину составов занимали 500 человек обслуживающего персонала, а более полусотни вагонов перевозили части орудия.
В начале 1942 года начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер приказал транспортировать «Дору» в Крым. Там генерал Манштейн должен был использовать супероружие для обстрела Севастополя.
Пять железнодорожных эшелонов, растянувшихся почти на два километра, добирались до места назначения больше месяца. Еще месяц ушел на строительство отдельного пути для перемещения «Доры» и корректировки боевой позиции. Куча времени понадобилась для возведения кранов грузоподъемностью под 300 тонн. Обстрел осажденного Севастополя должен был стать первым боевым испытанием страшного орудия.
При всех своих впечатляющих характеристиках «Дора» оказалась удивительно бесполезной. Подготовка каждого выстрела занимала около часа, и в благоприятные для вермахта дни оружие было способно выпускать по 14 снарядов в сутки. За почти две недели боевого применения пушка выстрелила 48 раз по семи целям. Лишь 10 снарядов легли в пределах 60 метров от целей, многие же мазали на 500—700 метров.
После взятия Севастополя «Дору» отправили в Сталинград, однако уже на подъезде к городу эшелоны развернули в сторону Германии. Уж слишком изношенным к тому моменту стал ствол, который командование в итоге решило заменить. Пушка прибыла в Рюгенвальд (сегодня польский городок Дарлово), откуда ее ствол отправили на восстановление на фабрику Krupp в Эссен.
Обновленное орудие направили к блокадному Ленинграду. Зимний сезон 1942—1943 годов «Дора» провела в 30 километрах от осажденного города, но участия в боях по неясным причинам так и не приняла. Вероятно, загвоздка была связана с некими техническими моментами, потому что весной пушка объявилась в Эссене, где ее снова несколько недель обслуживали. Здесь же «Дору» осмотрел лично Гитлер. Говорят, фюрер остался в восторге от пробных выстрелов орудия.
К тому времени дела у вермахта шли неважно. Один за другим начали возникать проекты вундерваффе — чудо-оружия, которое поможет рейху одержать победу. Фантастические разработки не обошли стороной и «Дору». На полном серьезе планировалось использовать пушку для запуска реактивных снарядов, которыми можно было бы обстреливать Лондон с территории Франции. На фабриках Krupp даже разработали 48-метровый ствол, в теории способный запускать снаряды на расстояние в 100 километров. Впрочем, на фоне перспективных испытаний «Фау-1» и «Фау-2» возню с «Дорой» сочли неэффективной. Оружие посчитали дорогим балластом и на некоторое время отложили.
В 1945 году, когда поражение Германии стало очевидным для всех, командование вермахта распорядилось уничтожить «Дору» и «Толстого Густава», который так и не добрался до фронта. Остатки поврежденных взрывами орудий в апреле нашли американские и советские войска.
Дальнейшая судьба грозных и бесполезных пушек неизвестна. Американцы вроде как оставили металлолом немцам, которые отправили его на переплавку. В СССР, по неподтвержденным данным, металлические ошметки несколько лет изучали, но в конце концов также утилизировали.
Сегодня от «Доры» осталось только несколько ржавых снарядов высотой в два человеческих роста.
Данное изобретение дало понять человечеству что фантазии нужно продумывать до конца ::))