Найти тему
Валерий Грачиков

Когда увидел в музее, был искренне поражен этой потертой адмиральской шинелью

Бродя по Историческому музею и рассматривая тамошние экспонаты, был искренне удивлен этой шинелью. Самое главное, что читать, чья это одежда как-то не даже не требовалось. И не потому что четко знал, что она там будет. Как раз, не знал. Я же в конце концов не научный работник-историк и в музеях не работаю, а прихожу посмотреть на экспонаты, пофотографировать для себя, ну и рассказать при случае, что видел, в этих ваших Интернетах.

Но так как это был зал, посвященный Крымской войне, и когда в витрине увидел разрезанную сбоку сверху донизу шинель, как-то сразу в голове щелкнуло:

«Шинель то, наверное, адмирала Корнилова».

И точно – это была именно она. Та самая шинель, в которой вице-адмирал Владимир Корнилов отправился объезжать бастионы во время первой бомбардировки Севастополя. Та самая, которая была надета на самом стойком и смелом командире города-порта-крепости, когда его ранило в левую ногу ядром. Та самая, в которой он произнес, получив фатальную рану, свои знаменитые слова:

«Отстаивайте же Севастополь».

Наверное, именно он был главным мотором, двигателем, душой обороны Севастополя. Душой флота, не хотевшей сдаваться, но вынужденной подчиниться приказу вышестоящего начальства, самодура Меншикова. Ведь также как героизм Корнилова и других солдат и офицеров, оборонявших Севастополь, являются светлой стороной той войны, точно также у нее есть и темная сторона – светлейший князь Меншиков, не сумевший задержать союзников на Альме, приказавший затопить без боя флот и не сумевший деблокировать город.

Если и называть личность, в которой сплелись все причины поражения России в Крымской войне, так это вовсе не Николай Павлович, как это часто принято говорить после прочтения школьных учебников. А вот этот чудесный персонаж – светлейший князь Менншиков. Как у всякой аварии должны быть имя, фамилия и отчество, так и у поражения России в Крымской войне они тоже есть. По моему мнению, это – Александр Сергеевич Меншиков. А Николай Павлович Романов, конечно, тоже виноват. Ровно в том, что считал, что у него, как у продолжателя «дела Петра» должен обязательно быть свой Меншиков и не выгнал его взашей, а отправил командовать. В Крым.

-2

Так вот шинель. Удивительное все-таки дело, насколько внешне хлипкой она показалась. Понятно, что суконная, понятно, что ее мехом подбивали, чтобы удерживала тепло. Но вот так прикинешь: в октябре, в такой шинели, на мостике, под дождем, под постоянными брызгами морской воды. А шинель – не то, чтобы греет. Она ни тепла не держит, ни воду. Да еще и снимать ее надо, когда речь заходит о бое или параде. Потому что положено - в мундире. Бррр, зябко от одного вида. А они, ничего – ходили, воевали, маршировали.

Железные были люди.

-3

Неудивительно, что Корнилов наотрез отказывался затопить корабли флота. И сломал его Меншиков подлым, по сути, решением, заявив, что если он не выполнит приказа о затоплении кораблей, то может убираться из Севастополя в Николаев, так как отставляется от командования.

Ни один офицер не поддержал своего адмирала на том совете. Ни один. Меншикова настолько боялись? И Корнилову пришлось сдаться, потому что оставить Севастополь, к которому приближались враги он, конечно, никак не мог.

Ну а потом – осада, бомбардировка, … «Отстаивайте же Севастополь».

И шинель. В Историческом музее. Разрезанная сверху донизу, потому что рана была настолько серьезной, что по-другому снять ее было нельзя.

Железные были люди. Хорошо, что память о них в музеях осталась.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.