Найти тему
Слева наПраво

Принят закон об индивидуализации ОСАГО

Оглавление

13 мая 2020 года в окончательном третьем чтении принят закон, которым внесены изменения в Закон об ОСАГО. Изменения коснулись тарифов и порядка оформления полисов.

Фото из открытых источников (https://unsplash.com)
Фото из открытых источников (https://unsplash.com)

Как изменятся тарифы?

Согласно утверждённому Госдумой проекту, тариф по ОСАГО будет высчитываться как произведение базовой ставки страховщика и коэффициента, установленного ЦБ.

При этом как  максимальные, так и минимальные значения базовых ставок будут определяться Центральным Банком. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) устанавливаются Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей транспортного средства, собственника транспортного средства (физическое или юридическое лицо), а также от назначения и (или) цели использования транспортного средства (транспортное средство специального назначения, транспортное средство оперативных служб, транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд либо для осуществления  предпринимательской деятельности (такси). 

Законопроект предусматривает также правомочие страховщиков устанавливать размер базовых ставок в пределах лимита ЦБ в зависимости от факторов: 

📛 назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе и за отказ от прохождение медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или за оставление водителем места ДТП). 

  📛назначение уголовного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (например, за управление транспортным средствам в состоянии опьянения или нарушение ПДД, повлёкшее причинение вреда здоровью или гибель человека). 

В этих случаях факторы учитываются при заключении договора страхования в год, следующий за окончанием срока исполнения административного или уголовного наказания.

Кроме того, в законе отдельно оговорены случаи нарушений ПДД, которые будут увеличивать базовую ставку страхового тарифа, если они совершены неоднократно в течение года, предшествующего заключению договора страхования: 

📛проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

📛превышение установленной скорости движения ТС более, чем на  60  км/ч;

📛выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу встречного движения. 

Эти правонарушения должны быть зафиксированы сотрудником ДПС. Данные камер при оформлении страхования не учитываются. Если же такие нарушения ПДД повлекли наступление страхового случая, то учитываться они уже будут в рамках повышающего коэффицента (об это далее). 

Эти факторы будут учитываться как в отношении водителей, вписанных в полис ОСАГО, так и в отношении страхователей (при открытом полисе ОСАГО). Таким образом, стоимость полиса для водителей-«лихачей» будет выше по сравнению с аккуратными автолюбителями. 

Увеличит базовую ставку и возможность эксплуатации ТС с прицепом (для юридических лиц), а также иные обстоятельства, существенно увеличивающие вероятность причинения вреда с использованием ТС. 

Новый закон предусматривает также и расширение перечня повышающих коэффициентов, которые также устанавливаются ЦБ РФ. В настоящий момент коэффициенты определяются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды в отношении страхователя и допущенных к управлению водителей, технических характеристик транспортных средств; сезонности использования ТС и условий об «открытом» ОСАГО. Этот перечень предлагается дополнить условием о том, что коэффициенты могут устанавливаться исходя из стажа (навыков) водителей, допущенных к управлению ТС. 

Как изменится порядок оформления ОСАГО?

В связи с распространением коронавирусной инфекции предлагается отвязать оформление полиса ОСАГО от получения диагностической карты, подтверждающей соответствие ТС базовым требованиям безопасности, в срок с 1 марта по 30 сентября 2020 года

Впоследствии до 31 октября 2020 года (или в течение одного месяца со дня снятия ограничений на территории преимущественного использования ТС) всё равно необходимо предоставить страховщику диагностическую карту или свидетельство о прохождении техосмотра. 

В период с 1 марта по 30 сентября 2020 года страховщики будут лишены права регрессного требования к автовладельцу - виновнику ДТП в случает отсутсвия у него такой карты. 

Известно, что Союз автостраховщиков намерен в дальнейшем лоббировать полное освобождение от обязанности предоставлять диагностическую карту при оформлении полиса ОСАГО. 

В законе также закреплена обязанность компании-страховщика на своём сайте разместить калькулятор расчёта страхового тарифа. И хотя такая программа присутствует почти у любой страховой компании, считаем это нововведение положительным, поскольку теперь это будет не просто рекламным шагом продавца страховых услуг, а информированием потребителя о действующих тарифах со всеми вытекающими последствиями в случае искажения информации. 

Когда будет действовать новый порядок?

Правила, упрощающие покупку ОСАГО начнут действовать с момента официального опубликования закона.

Новые тарифы же будут действовать по истечении 90 дней после публикации закона и только в отношении тех договоров, которые заключены после этой даты.