Найти тему

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ - «БЕЛАЯ ВОРОНА» КРАСНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Биографы адмирала рассказывают, что вопреки сдерживающим директивам Генерального штаба, нарком флота Николай Кузнецов чуть ли не самоуправно перевел ВМС СССР в боевую готовность № 1 еще с 00 часов 22 июня 41 года. И за эту прозорливость его позже возненавидел маршал Георгий Жуков. Приказ о приведении войск Западных Округов в боевую готовность № 1 Наркомат Обороны передал еще вечером 19 июня 1941 года. Но армейские командующие округов его не выполнили, или выполнили частично. А у адмирала Кузнецова штабы флотов сработали как часы.

Николай Герасимович Кузнецов - cоветский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза. В 1939-1947 и 1951-1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот. Герой Советского Союза.
Николай Герасимович Кузнецов - cоветский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза. В 1939-1947 и 1951-1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот. Герой Советского Союза.

Николай Кузнецов был 14-м по счету главнокомандующим советским флотом, если вести счет от «гениального флотоводца» Павла Дыбенко. Так вот, семь предыдущих главкомов ВМФ, поочередно, один за другим, уехали прямиком из кабинета Наркома ВМФ в расстрельный подвал другого наркомата. И другой факт – только в 1921 году советским флотом командовал человек с высшим военно-морским образованием. Царский капитан 2 ранга Немитц окончил Николаевскую военно-морскую академию еще до начала 1 мировой войны. И все. Вплоть до марта 1939 года флотом СССР управляли горластые политработники эпохи гражданской войны, не имевшие не только военно-морского высшего образования, порой законченного среднего общего. Непосредственный предшественник флагмана Кузнецова на посту Наркома ВМФ – командарм 1 ранга Михаил Фриновский, еще до революции с трудом окончил 4 класса городского училища. И все. Более того, не сухопутным командиром он был даже, а чистокровным чекистом. В сравнении с ним, Николай Кузнецов, с отличием закончивший в 1926 году полный курс военно-морского училища им. Фрунзе, а потом и полный курс военно-морской академии – в глазах Сталина выглядел «советским адмиралом Нельсоном». Так что его назначение в Кремле стало итогом войны высших постов в армии и на флоте от некомпетентных политработников и палачей времен гражданской войны. Будущему военно-морскому министру в 1918-м было всего 14 лет, и кровью соотечественников он себя не замарал. И еще о репрессиях…

-2

Срочно вызванный с Тихоокеанского флота флагман Кузнецов в марте 1939 года отлично знал о судьбе прежних главкомов и командующих флотами. И в присутствии другого свежеиспеченного наркома – Лаврентия Берии, настоял перед Сталиным о том, что бы были пересмотрены «дела» в отношении тех командиров и инженеров флота, кто уже был арестован или осужден к весне 1939 года. Что бы без его наркома ВМФ согласия, чекистами не мог быть арестован ни один флотский командир или инженер, до лейтенанта включительно. Первая «оттепель», первая волна реабилитированных и возвращенных в строй военных началась как раз с апреля 39-го. Возвращение в строй флота арестованных моряков – заслуга адмирала Николая Кузнецова. Сам он не раз попадал под «жернова сталинской кадровой политики», но это уже будет потом, после Победы.

«БЕЛАЯ ВОРОНА» КРАСНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА.

-3

С весны 1939 года флагман Николай Кузнецов – член советского правительства СССР, но в глазах и «красных царедворцев Кремля» и военной элиты страны он «белая ворона». За то, что сын простого крестьянина-помора свободно владел немецким, французским и испанским языками. Был чужд сановному хамству и вальяжности, отлично знал свое дело и… не держался за должность. Из наркомовских кабинетов в отставку сами не просились. Увозили либо в камеры внутренней тюрьмы НКВД, либо переводились на другую должность. Исключительно по воле Хозяина (так высший начальствующий состав СССР величал за глаза Сталина). А нарком ВМФ Николай Кузнецов уже через 6 месяцев после назначения потребовал у хозяина Кремля своей отставки. Причина: части РККА 17 сентября 1939 года перешли польскую границу и начали «освободительный поход». Хотя у Польши был свой флот на Балтике и две речные флотилии, не был никак задействован советский Балтийский флот. А сам член правительства и главком ВМФ, кандидат в члены ЦК ВКП (б) узнал об этом…из сообщения по радио и из газет. Оскорбленный и возмущенный то ли недоверием, то ли демонстративным проявлением его никчемности, нарком флота потребовал отставки! Ее ясное дело не приняли, но с тех пор будущий адмирал понял, что ему позволена чуть большая доля самостоятельности, чем другим военачальникам. Цельные личности Сталин уважал.

АСКЕТ в АДМИРАЛЬСКОМ МУНДИРЕ.

После Победы сталинская опала коснулась не только вождя советского флота. Еще хорошо, что он был просто снят с должности, а не попал в тюремные камеры МГБ, как маршал авиации Новиков – в годы войны Главнокомандующий ВВС. В 1946-м году в Советском Союзе была восстановлена старая дореволюционная система правительства, вместо народных комиссариатов были возрождены министерства. Впервые с 1917 года образовалось министерство военно-морского флота. Первым министром ВМФ стал тихоокеанский адмирал Иван Юмашев, имевший весьма скромный боевой опыт. Кроме того, сей флотоводец не знал меры в употреблении спиртных напитков, что возмутило уже самого Сталина. В привычный кабинет вновь вошел малопьющий адмирал флота Николай Кузнецов… Он, как и положено тогда члену ЦК имел служебную дачу, но когда пришли описывать имущество в связи с выселением из нее адмирала, то кроме картин маринистов с дарственными надписями авторов и хорошей библиотеки, никаких роскошеств и излишеств не нашли. Гнев и новую опалу «советского самодержца» вызвало упорство Кузнецова в мнении, что при строительстве флота надо строить авианесущие корабли, а не артиллерийские линкоры, время которых давно ушло. Нет, его не убили и не сгноили в тюрьме. Исключили из ВМФ СССР. А без флота лучший адмирал континента был им не страшен.

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.