The Audience / Аудиенция, 2012, реж. Стивен Долдри
Отличная театральная постановка по сценарию Питера Моргана о череде королевских аудиенций Елизаветы II, данных сменяющим друг друга британским премьер-министрам.
Режиссёр Стивен Долдри поставил пьесу с Хелен Миррен в 2012, а в 2016 именно ему доверили снимать "Корону", он же спродюсировал первые три сезона сериала. Хелен Миррен ещё с 2007, когда получила Оскар за лучшую женскую роль в «Королеве», прочно ассоциируется с Елизаветой II (пока её не сместила Оливия Колман). В «Аудиенции» осталась та же королевская выправка, стиль, правда, игры больше. Потому что фильм «Королева» сосредоточен на конкретном периоде из жизни Елизаветы II: нам показана её реакция на гибель Дианы, взаимоотношения с Тони Блэром, народом и самой собой. В спектакле же временные рамки расширены в силу ускоренной прокрутки вереницы премьеров и отрывков диалогов с ними: зрителю представлены встречи с 12 премьер-министрами, охвачено более 50 лет правления. Расширены и психологические установки/рамки. Театральные возможности для раскрытия персонажа усилены отсутствием отвлекающего фонового действия, мельтешащего в кино. В фильме необходим close-up для передачи сильных эмоций, равносильную ему значимость приобретает каждый жест и реплика в театре.
Основной фишкой «Аудиенции» в силу специфики постановки, построенной на диалогах, является британский юмор. Шутки о власти, самоирония с типичным для британцев с имперских времён чувством врождённого превосходства. Напоминает будничные диалоги Дживса и Вустерса.
Весь спектакль представляет собой череду диалогов королевы со своими премьерами. Поэтому отчасти ты ожидаешь рассуждений о власти в духе исторических пьес Шекспира. Тут же, наоборот, с будничной интонацией обсуждается история тайных переговоров Великобритании, Израиля и Франции о войне с Египтом. Или как Дэвид Кэмерон неудачно съездил в США на переговоры. Обыгрывается и личные темы — смерть Маргарет Тэтчер и беременность герцогини Кембриджской:
Кэмерон: Я думал, вы мне намекнете на пол ребенка.
Елизавета: Чтобы вы сорвали куш у букмекеров?
Опять же пример британского юмора (из разговора с непримечательным 72-ым премьером Джоном Мейджором):
Мейджор: Я так хотел остаться обычным, ничем не выдающимся премьер-министром!
Елизавета: А почему вы думаете, что вам это не удалось?
Джон Мейджор открывает череду аудиенций, нарушающих хронологию событий. Премьер-министры чередуются по замыслу Питера Моргана, а Хелен Миррен предстаёт нам в разные годы жизни королевы, меняя наряды и образ Елизаветы II за считанные секунды. Это умение играть одного человека в совершенно разном возрасте подчеркивает степень её актерского мастерства, а театральная постановка на киноэкране (спасибо Theatre HD) позволяет лучше его рассмотреть. То она ещё неопытная, недавно унаследовавшая престол от отца, выслушивает наставления от Черчилля, то уже сама старушка, неловко заснувшая на аудиенции с Кэмероном. И так проходит целая жизнь, посвящённая стране.
При всей добродушной иронии, чувствуется глубокое почтение, с которым британцы относятся к её фигуре как к символу стабильности, порядка и верности традиции. Как в том эпизоде из фильма «Королева»: Елизавета II приходит к мемориалу Дианы — там записки с проклятиями в её адрес; Елизавета проходит мимо толпы — тут уже каждый отвешивает неуклюжий, но почтительный поклон, а девочка дарит цветы, цветы для королевы.
Подписывайтесь на канал FILMHUSET, ставьте лайки/делайте репосты, это продлевает ему жизнь. Спасибо за внимание!