Найти в Дзене

Верно ли, что Железная Кнопка - главная злодейка в фильме "Чучело"? Можно ли оправдать ее поведение?

В электричке сидело много народу, и все обсуждали фильмы. Какие только темы не затрагивали – и мотивацию Горбатого в «Место встречи изменить нельзя» (1979, зачем полез в подвал, в ловушку МУРа?), и вопрос спасения Берлиоза в «Мастере и Маргарите» (2005), и даже хитрость режиссера Якина в комедиях Гайдая.
Но особенно горячо спорили два пассажира о фильме «Чучело» (1983). Они никак не могли

В электричке сидело много народу, и все обсуждали фильмы. Какие только темы не затрагивали – и мотивацию Горбатого в «Место встречи изменить нельзя» (1979, зачем полез в подвал, в ловушку МУРа?), и вопрос спасения Берлиоза в «Мастере и Маргарите» (2005), и даже хитрость режиссера Якина в комедиях Гайдая.

Но особенно горячо спорили два пассажира о фильме «Чучело» (1983). Они никак не могли договориться, кто же главный злодей в этом нашумевшем фильме Ролана Быкова. Собеседников звали Петр и Иван.

- На мой взгляд, вы не разобрались в психологических портретах личности героев картины и потому ошибочно определили Железную Кнопку на роль главной злодейки. – торопливо говорил Петр. - Миронова - негласный лидер этой компании, и действительно, она инициировала бойкот "предательнице" Лене Бессольцевой, НО...

кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка
кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка

Кнопка ведь поверила признанию самой Бессольцевой, что та рассказала учительнице о прогуле уроков и походе в кино, в результате чего весь класс в наказание не повезли на каникулы в Москву. А подобное поведение никак не вписывалось в понимание мира принципиальной и жёсткой Кнопки.

Не оправдываю её, но могу понять, так как, повторюсь, она не знала всей правды и она такая вот по своей натуре, со своим мировоззрением....

Во всей этой истории гораздо большими злодеями выглядят Шмакова, Попов и Сомов, которые зная всю правду, допустили травлю Бессольцевой....вот уж где реальное злодейство.

кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка
кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка

Сомов - трус, который пользуясь статусом первого "красавца" в классе боится упасть в глазах одноклассников. Притом он играет роль эдакого флюгера....В компании одноклассников он издевается над Бессольцевой, а наедине с Бессольцевой полощет ей мозг обещанием сознаться , что именно он подставил класс, пользуясь что та в него влюблена и всему верит...

Попов влюблён в Шмакову, к тому же, ведомый по своей натуре. Он просто предпочитает молчать, проявляя малодушие.

А вот Шмакова и есть, на мой взгляд, главная злодейка. Красивая снаружи, но холодная и жестокая внутри... Коварная особа, с претензиями на лидерство. "Серый кардинал" этой компании.

кадры из фильма "Чучело". Шмакова
кадры из фильма "Чучело". Шмакова

Она знает всю правду изначально, но ей пофиг на издевательства над Чучелом, её это даже забавляет... Для Шмаковой главное - она сама.

Выждав паузу и убедившись, что Петр выговорился, его собеседник по имени Иван ответил: -

- Сначала отвечу на ваш последний тезис, насчет Шмаковой. Она - не кардинал, она подчиняется Кнопке. Есть сцена с камнем, где она спасовала. Без Кнопки не было бы таких гонений с кровью, так что её злодейство перевешивает. А Шмакова впереди всех по подлости…

- Вы плохо помните фильм или просто его не поняли. – торопливо перебил Петр. - Шмакова не подчиняется Железной Кнопке! В сцене на скамейке Шмакова саркастично отзывается о маме Кнопки, о её вкусе в одежде (про синий берет), а потом и вовсе ей заявляет : "Хочешь я тебя сейчас отлуплю!?" и толкает Миронову...

кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка и Шмакова
кадры из фильма "Чучело". Железная Кнопка и Шмакова

Да, Миронова, защищаясь, хватается за булыжник, но смысл этой сцены в том, что у Шмаковой нет преклонения перед Кнопкой...."Авторитет" может получить по ушам, его можно взять и швырнуть на скамейку и над ним можно постебаться, если потребует ситуация... Шмакова просто ведёт свою игру, в этой истории с травлей и делает то, что ей выгодно!

- Не просто. – спокойно возразил Иван. - Попробуй она идти наперекор травле, и её тоже бы сделали изгоем. Шмакова вынуждена идти по фарватеру. Она не возглавляла и не инициировала гонения. Единственный, кто не подчиняется Кнопке - это Васильев…

- Ещё раз повторюсь, на мой взгляд вы поверхностно просмотрели фильм и не разобрались почему герои вели себя так или иначе ! – горячо возразил Петр. - Прелесть этого фильма как раз в том, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд и по ходу сюжета , раскрываются истинные лица героев и их мотивация.

Никто не сделал бы Шмакову изгоем. Достаточно было сказать ПРАВДУ ! Пересмотрите сцену дня рождения Сомова, когда в конце торжества Шмакова, Попов и Сомов остаются втроём за праздничным столом...Там становится понятно, почему Шмакова молчала, там раскрывается её сущность.

Записать Кнопку в главные злодеи очень просто, но однобоко. Помните в фильме "Афоня" была замечательная фраза соседа Борщёва : "...А я вот где-то читал, что не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные. Это с их молчаливого согласия происходят все преступления". Так вот посмотрите на сюжет под другим углом!

Возможно, Вы поймёте, что истинные злодеи этого фильма, это равнодушные герои, которые зная правду проявили МАЛОДУШИЕ и РАВНОДУШИЕ и спокойно смотрели на травлю.

- Понятно. – сказал Иван. - Для Вас главный критерий злодейства - подлое малодушие, трусость. А садизм, массовые гонения - не главное. Поэтому вы так рассуждаете. Кнопка навесила ярлык предательства на героиню Орбакайте, уравняв рассказ о прогуле уроков с военным предательством.

Она проявила себя как классический фанатик-параноид, плюс талантливый организатор. Поэтому считаю ее все же более опасной.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

- Как у Вас всё просто... – с горечью воскликнул Петр. - Миронова лидер этой копании, она объявила бойкот и спровоцировала травлю - значит она злодей.... Глубже копнуть характеры героев фильма, Вам видимо не дано...

А теперь по существу. Был коллектив школьников, который внеклассно своим трудом зарабатывал свои первые деньги на поездку в Москву. Каждый из ребят возлагал свои надежды на эту поездку и был одержим этой поездкой. У детей была мечта и мотивация... Например Марина, хотела повидать в столице своего отца, по которому скучала, живя от него отдельно с матерью....ей вообще было фиолетово на Бессольцеву до поры до времени... Далее класс вместо урока сваливает в кино и в наказание за прогул детей не везут в Москву. У детей убивают мечту и рушат все их надежды...

Каково это? И тут Лена Бессольцева по своим личным мотивам берёт вину Сомова на себя и сознаётся всему классу, что это она "стукнула про кино" учительнице. Кто она для одноклассников ? Естественно объект всеобщей ненависти. Весь негатив за сорванные каникулы адресуется ей... А должно было быть иначе?

Разберём Миронову, так ли велики её злодеяния? Кнопка объявила всеобщий "бойкот предателю". Имела она на это право , как лидер класса ? Конечно ДА! Предателей никто не любит... Но она хотела только проучить Бессольцеву, чтоб та осознала свою вину.

Миронова потом даже дала понять, что пожалела, что Бессольцева "предатель" заявив "Жаль, что она оказалась предателем, а то я бы с ней подружилась"... Кнопка действовала в формате той реальности, которую ей преподнесла сама Бессольцева, это логично!

Перегибы... Кабанью голову в окно Миронова пихала? Нет - Сомов! Зелёное платье Миронова воровала? Нет - Валька. Кто поджигал чучело? Сомов.

Дети, которые знали, что Бессольцева не виновата равнодушно допустили травлю над ней, но у Вас почему-то именно принципиальная Миронова главная злодейка фильма... Фильм Ролана Быкова для Вас видимо сложноват для понимания и оценки действий его героев.

- Давайте спокойно разберемся. – ответил Иван. - Так были ли у Кнопки хоть какие-то злодеяния, как по-вашему? Избиение ногами в начале фильма вы великодушно пропустили, как и многое другое… Простоват оказался фильм Ролана Быкова в Вашей трактовке. Пересмотрите фильм, и задумайтесь о природе фанатизма.

- Ну почему же Вы никак не поймете?! – горестно воскликнул Петр. – Я же Вам предметно разъяснил, что Миронова была отнюдь не главной злодейкой картины. Зло Шмаковой и Сомова гораздо большее, но просто для Вас не очевидно, что их злодеяния КОРНЕВЫЕ! Именно с них берёт начало вся история с бойкотом и травлей Леночки Бессольцевой. Вы это не осознаёте, в виду того, что просто не поняли фильм. Миронова, на мой взгляд, имеет очень положительную прошивку.

кадры из фильма "Чучело". Сомов
кадры из фильма "Чучело". Сомов

Во-первых , её нетерпимость к ПРЕДАТЕЛЬСТВУ с самого детства. Если бы она пронесла эту установку во взрослую жизнь, то и в дружбе и в отношениях такой человек никогда не подставил бы. Во-вторых, принципиальность и твёрдость своих позиций, а это уже вызывает уважение (по крайней мере у меня) к ней, как к сильной личности!

Портит впечатление о Мироновой лишь её подростковый максимализм и возведение своего мировоззрения в крайнюю степень. Именно этим и объясняется фанатичность её суждений! Но это возрастное.

А вот Шмакова и Сомов в столь юном возрасте проявляющие малодушие, коварство, трусость и жестокость (знали, что Лена не виновата, а молчали) перенесут эти качества и во взрослую жизнь... Они такие по своей натуре и их не исправить. Утверждаю ещё раз, что в Железной Кнопке НЕТ большого зла, а на роль главных злодеев есть вышеуказанные персонажи.

- Давайте я отвечу на прозвучавшие доводы. – предложил Иван. - Главное зло Железной Кнопки - в уравнивании всех видов предательств. Она считает, что военные предатели и школьные ябеды совершили одинаковые по тяжести преступления.

Вспомните ее слова: "наказание за предательство одно - смерть", "раньше за такое сжигали", "предателям нет прощения".

По такой схеме и работают тоталитарные секты, кстати. В будущем Кнопка вполне может возглавить подобную организацию, если ее развитие пойдёт дальше по тому же негативному сценарию. Это вполне вероятно, хотя и не обязательно.

Сомов и Шмакова, при всех своих подлостях, таких идей не выдвигали. Еще один момент. Вы заявили: "принципиальность и твёрдость своих позиций, а это уже вызывает уважение (по крайней мере у меня) к ней, как к сильной личности!"

Получается, что Вы идеализируете принципиальность, однако принципиальность может стать причиной очень больших зол и бед. Многие злодеи и даже маньяки были сильными личностями. Поэтому все хорошо в меру, даже принципиальность.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

- Вы осознаёте, какую чушь несёте? –Петр занервничал еще больше и даже вскочил с сиденья. - Кнопка всего лишь привела сравнение насчет сжигания, и притом сравнение вполне уместное! А вы раздули из мухи слона, расписав ей преступное будущее. Из этого следует, что Вы параноик!

Я остаюсь при своем мнении. Слушать подобную ересь реально уже не интересно.

Иван вздохнул.

- Давайте спокойно, без эмоций рассмотрим остальные аргументы. Зачем же так нервничать. Мы просто обсуждаем фильм. Зачем переходить на личности, ставить диагнозы? Я же Вам не ставлю.

Итак, Вы не ответили на два аргумента:

1. Главное зло Железной Кнопки - в уравнивании всех видов предательств. Она считает, что военные предатели и школьные ябеды совершили одинаковые по тяжести преступления.

2. Избиение жертвы толпой, ногами в начале фильма как оцениваете? Кнопка это одобряла.

Не будь хотя бы этих двух нюансов, образ Железной Кнопки стал гораздо более светлым. Но увы, они есть.

- Вы ничего не понимаете! Я уже все вам сказал, объяснил, а Вы просто понимать не хотите! Не вижу смысла в дальнейшей дискуссии!

С этими словами Петр подхватил свой портфель и выскочил в открытую дверь вагона – электричка как раз остановилась на очередной станции.

«Жаль, что Вы не ответили на эти доводы, - подумал Иван. – Получается, что Ваши рассуждения не логические, а эмоциональные. Не стоит идеализировать фанатиков, даже если они демонстрируют твердость воли, решительность и другие привлекательные черты характера»...

А что вы думаете о фильме «Чучело» и персонаже по прозвищу Железная Кнопка?
Если текст интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.