Найти тему

Будни обитателей Шаолиня

Монастырь Шаолиня
Монастырь Шаолиня

Добрый день, уважаемые читатели!

С детского возраста я увлекался боевыми искусствами Дальнего Востока. Долгое время они у нас находились под большим запретом, но сейчас развиваются весьма бурно. Поэтому я давно хотел написать ряд статей, посвященных Восточной культуре, восточным единоборствам, сохранив правильные интонации при изложении, и показать отдельные виды боевых искусств, как образ жизни, как универсальную систему психофизического и духовного тренинга…

Первые патриархи Шаолиня разработали монастырский устав, который на протяжении веков неукоснительно соблюдался в чаньских общинах. Монахи вставали в пять часов утра и в любое время года проводили два часа в медитации на открытом воздухе. Несколько наставников с бамбуковыми палками в руках ходили между рядами и ударами по плечу будили нерадивых, начинавших дремать.

Медитация на свежем воздухе
Медитация на свежем воздухе

Вслед за медитацией шла разминка и выполнение комплекса гимнастических упражнений. Большое внимание уделялось водным процедурам и массажу. То и другое проводилось в специальных павильонах.

После легкого завтрака несколько часов отводилось теоретическим занятиям.

Рукопашный бой, занимавший важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривался как продолжение религиозной практики, своего рода активная медитация, ведущая к «прозрению».

Занятия у-шу проходили во внутреннем дворе монастыря, либо под огромным двускатным навесом, прикрывавшим площадку для медитации, либо вокруг этого места. Вся братия выстраивалась рядами в определенном порядке, соответствовавшем семи рангам старшинства. Перед строем становился главный наставник воинских искусств, а рядом с ним четыре помощника, старших шифу. Ученики и учителя склонялись в ритуальном поклоне. В символическом приветствии левая ладонь, отождествляемая с охватывающей силой Инь, накрывала правый кулак – воплощение проникающей силы Ян.

Общее построение монашеской братии
Общее построение монашеской братии

Произнеся магические заклинания – мантры, приступали к повторению знакомых приемов и разучиванию новых. Движения, объединенные в короткие «связки» обширные комплексы тао, выполнялись дружно и слажено.

Слаженность движений
Слаженность движений

В полдень шли обедать в трапезную. В рационе преобладали рис, соя, кунжут, овощи, а также всевозможные полезные коренья и травы. Некоторые блюда из овощей готовили так искусно, что по вкусу, по запаху, внешнему виду, они почти не отличались от мясных.

Монастырская трапеза
Монастырская трапеза

После краткого отдыха продолжались занятия у-шу, но теперь вся братия разделялась на три группы: новичков, «опоясанных вервием» (символической толстой веревкой, характерным атрибутом шаолиньского монаха) и старых мастеров. Новички усердно осваивали базисные стойки и приемы, затрачивая порой месяцы и даже годы на шлифовку одного-единственного движения. Лишь спустя три года они допускались к работе с партнером в свободном спарринге.

Базисная стойка
Базисная стойка

Опоясанные вервием занимались группами по четыре человека под руководством «старших братьев» – опытных наставников шифу. Они разучивали сложные комбинации приемов, применяя в схватке различные способы нападения и защиты. Старшие мастера совершенствовались под присмотром главного наставника. Для них объектом изучения были «точечные касания», секретные методы дыхания и контроль жизненной энергии ци.

Тренировки с холодным оружием
Тренировки с холодным оружием

Под вечер три группы снова объединялись, чтобы продемонстрировать друг другу и «старшим братьям» свои достижения. Ежедневная проверка успеваемости позволяла наставникам судить об успехах и недостатках каждого.

Демонстрация достижений "старшим братьям"
Демонстрация достижений "старшим братьям"

Вечерние часы в монастыре обычно отводились медитации, философским беседам и диспутам, но молодым не возбранялось продолжать тренировки до поздней ночи.

Вечерняя медитация
Вечерняя медитация

Излишняя самоуверенность и бахвальство жестоко карались в монастыре: вызвав хвастуна перед строем, наставник легко доказывал ему кулаком несовершенство его познаний. Личный пример в обучении у-шу решал все. Учитель, раз потерпев поражение в схватке с учеником, хотя и сохранял престиж, но по отношению к данному ученику уже не мог считаться учителем. Этика Шаолиня предписывала мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставлять опыт и силу духа боевому азарту молодых. Не случайно в истории монастыря как символ активного долголетия и непревзойденного мастерства оставалось имя патриарха Линь Во.Почтенный старец сумел одолеть в поединке тридцать шифу подряд, не получив ни единого удара.

Если вам понравилась статья – не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал! Искренне Ваш - Термит!