Тема психических болезней обсуждается сейчас намного свободнее, чем раньше - люди выкладывают личные истории, читают, смотрят, интересуются. Уже не так стыдно сказать, что ты посещаешь специалиста. А что насчет социальной реабилитации больных с психическими расстройствами?
Я не претендую на объективность в рассказе, так как буду опираться на свой опыт пациента и опыт моих знакомых.
По моему мнению, большую роль в реабилитации играет сам человек. И тут можно выделить две модели поведения:
1. Человек смиряется с новой для себя ролью и ищет выгоду. Добровольные госпитализации без необходимости — «на зимовку», «отдохнуть». Получение инвалидности и пенсии. Часто люди, имея силы и возможности работать, не хотят себя обременять, полагаются на пенсию и родственников, зачастую злоупотребляют алкоголем и сигаретами, морально деградируют.
2. Человек не ассоциирует себя с категорией психически больных людей, отрицает диагноз. Люди отказываются от лечения, не посещают участкового психиатра, продолжают вести обычную жизнь, как и до эпизода болезни.
Это довольно грубое разделение, ведь многое зависит от болезни, её течения, прогноза. Грубо говоря, пациент с тревожным расстройством имеет другие перспективы по сравнению с больным олигофренией.
На качество реабилитации влияют также родственники больного, лечащие врачи, государство и общество.
Родственники
Тут тоже выделяется два шаблона поведения:
1. Семья всячески поддерживает человека, старается создать ему максимально комфортные условия проживания и вовлечь его в социум, не делает акцент на болезни.
2.Семья не оказывает поддержки, нагнетает обстановку. Родственники часто заинтересованы в пенсии больного, лишении его дееспособности и получении прав на недвижимость.
Часто бывает, что на появление заболевания повлияли именно взаимоотношения в семье, об этом хорошо сказано здесь.
Адаптация человека в социум начинается с адаптации в семье. Очень важны поддержка и понимание со стороны родственников, от этого зависит успех лечения.
Государство
Большую роль играет учреждение, где человек будет наблюдаться, а также сами врачи. В Твери это ПНД им. Фурманова, а также областная психиатрическая больница №1 им. Литвинова в поселке Бурашево, недалеко от города. Если госпитализация срочная, пациент тяжелый — его отвозят на скорой в Бурашево. В больнице строгий режим, в целом условия пребывания и обстановка хуже, чем в стационаре при ПНД. В райцентрах есть местные психиатрические больницы или амбулатории.
В Твери функционирует Центр психического здоровья, где бесплатно можно получить помощь психологов и психотерапевтов. В рамках программы реабилитации там проходят групповые занятия с медицинским психологом. При диспансере есть лечебно-трудовые мастерские, дневной стационар, анонимный прием на платной основе.
Иная ситуация в районах. В Ржеве, например, несколько лет назад закрыли психиатрическую больницу, теперь пациенты лечатся амбулаторно, на госпитализацию едут в областную больницу в Бурашево или в ПНД. Бесплатная психологическая помощь представлена в отделе социальной защиты, но там обычные психологи, а не медицинские. Качественную помощь можно получить в крупных городах.
В целом отрасль сильно недофинансирована, достаточно посмотреть на здания районных стационаров. Имеет место гипердиагностика психических заболеваний. Получение психиатрического диагноза и инвалидности в нашей стране зачастую не зависит от реального состояния пациента.
Я думаю, что социальная и трудовая реабилитация должна начинаться еще во время пребывания в стационаре. Что предлагается в Бурашево? В отделении можно помогать в столовой, носить тяжелые ведра с едой из пищеблока, мыть полы. Есть возможность помогать на пищеблоке — также мыть полы, чистить овощи. Есть лечебно-трудовая терапия. Вознаграждение - добавки к еде и сигареты. Всем этим занимаются добровольцы, остальные просто не курят ходят по коридору.
Что касается психологического сопровождения в больнице, я его не наблюдала. Есть медицинские психологи, которые по запросу лечащего врача проводят обследование пациентов на выявление патологий психики, возможности получить обычную психологическую помощь нет. Лечение сугубо медикаментозное, хотя там лежат пациенты с суицидами, депрессиями и тревожными расстройствами, у людей часто тяжелые жизненные ситуации.
Нашла интересную статью о бурашевской больнице. 30 бухгалтеров. Гоголь - наш великий русский писатель.
В ПНД ситуация получше — в отделении есть психолог, проводятся групповые занятия. Также пациенты могут посещать трудовую терапию — не чистить картошку, а рисовать и заниматься рукоделием. В целом там более демократичная атмосфера, людям разрешается гулять и иметь при себе гаджеты.
Как государство содействует трудоустройству лиц с ментальными нарушениями? По информации на сайте ПНД, администрация диспансера сотрудничает со службой занятости — то есть на уровне областных центров работа в этом направлении ведется.
По словам знакомой, люди, имеющие группу инвалидности, должны периодически ложиться в больницу для ее подтверждения, порой на 4 месяца в год. Также нужно раз в год проходить комиссию, в том же Ржеве она не проводится, а это очереди и расходы на дорогу в Тверь. Чтобы получить бессрочную группу, надо иметь непрерывную инвалидность на протяжении 15 лет, и не меньше второй группы. Пока знакомая училась в институте, ей понизили группу, даже пригрозили снятием инвалидности. Люди, для которых пенсия является основным или единственным средством к существованию, боятся ее потерять, это толкает их на путь госпитализма, без возможности полной адаптации в социум.
Проводится реформа, по которой психиатрические больницы закрывают или перепрофилируют в психоневрологические интернаты, беря за образец западные инициативы. Но на Западе развита психотерапевтическая помощь и система сопровождаемого проживания. Наши реалии таковы, что люди окажутся без необходимой помощи, единственным вариантом для них будет переехать в интернат.
Политика государства в этой сфере, лечебное учреждение, адекватная и грамотная врачебная помощь, доверительные отношения с лечащим врачом — все это напрямую влияет на состояние пациента, благополучный прогноз заболевания и успешную реабилитацию.
Общество
Пока сохраняется стигматизация людей с психическими расстройствами. Но на тему психиатрии стали говорить более открыто. Я думаю, это отчасти связано с растущим количеством психических заболеваний + интернет + смягчение нравов.
Востребованы платные услуги. Такая помощь — удовольствие не из дешевых, так как люди по понятным причинам избегают обращения в государственные больницы, есть спрос. Нередко врачи совмещают работу с частной практикой, но такая ситуация не только в психиатрии.
Есть социальные деревни. Это альтернатива психоневрологическим интернатам — там созданы условия для жизни инвалидов, люди работают, общаются, живут не за закрытыми дверями. У истоков стоят благотворительные фонды и родственники.
Существует Независимая психиатрическая ассоциация России. Это негосударственная организация, ведущая активную правозащитную и общественную деятельность.
Отношение общества, его инициативы также способствуют восстановлению людей с психическими расстройствами.
________________________________________
Реабилитация у каждого своя. Многое зависит от диагноза и успешно подобранного лечения. Кому-то объективно нужна помощь в адаптации, кто-то продолжает играть по правилам для всех, без поблажек для себя. Полноценная жизнь возможна, но без препятствия со стороны государства, общества и семьи больного, а только с их помощью.
Всем добра и душевного здоровья!