На мой взгляд, нефтяной рынок и нефтяную отрасль можно рассматривать как игру-многоходовку.
Вообще, ОПЕК – это, кажется, любимая морская свинка и муха-дрозофила специалистов по теории игр и по картелям, но статьи, которые я смог найти, описывали, скорее, внутригрупповую динамику этого картеля, а не его взаимодействие с внешним рынком.
Соответственно, для описания взаимодействия ОПЕК и его конкурентов я бы предложил такую модель.
Предположим, что есть игроки А с себестоимостью 30, с производством 300 единиц, которым нравится цена 60, и игроки Б с производством 100 единиц с себестоимостью 40. При производстве в 300 единиц цены как раз устанавливаются на 60, при производстве 400 – на 35, при 375 – на 40, при производстве 350 – на 50.
Несложно видеть, что при добровольном сокращении игроков А на 50 единиц, их прибыль равна (350-100)*(50-30)=250*20=5000, при сокращении на 25 – (375-100)*(40-30)=275*10=2750, а при отсутствии сокращения получается (400-100)*(35-30)=1250. Заметьте, что в этой простой модели даже при 40 находится некоторое количество оптимистичных игроков из группы Б, готовых работать с нулевой прибылью в надежде либо на рост цен, либо на снижение своих издержек. Но если игроки класса Б при цене 50 начинают неконтролируемо размножаться и для сохранения цены в 50 приходится уступать долю рынка так, что на долю игроков А остается только 138 единиц спроса, то это граничное значение, на котором им становится безразлично, 138 по 50 или 375 по 40 и тут они и роняют цену, увеличивая предложение в 2.5 раза
В простой модели игроков класса Б должно тут же вынести с рынка, но этого не происходит. Дело в том, что цена 40 им нужна для принятия инвестиционного решения. Но если они уже проинвестировали в свои скважины, то их текущая себестоимость значительно ниже. Значит, они будут производить до полного истощения своих запасов, просто не будут делать новых инвестиций. Их старые инвестиции, кстати, тоже не окупятся, но в моменте производство будет вполне выгодным и оно будет продолжаться.
Соответственно, выигрышная стратегия для игроков класса А вот какая – держать цены достаточно высокими (и этим обеспечивать собственную доходность), но создавать уверенность у игроков класса Б, что в любой момент, после того, как Б совершит свои инвестиции, цены могут рухнуть и быть низкими достаточно долго, чтобы эти инвестиции не окупались. Понятно, что для того, чтобы угроза обрушения цен была действенной, надо время от времени действительно рушить цены. У игроков класса А есть задача выстроить такую систему чередования периодов высоких и низких цен, которая, с одной стороны, эффективно бы отпугивала игроков класса Б, а с другой – сводила к минимуму длительность периодов низких цен.
И тогда в системе уравнений появляется еще несколько новых членов. Здесь важны три параметра:
- сколько месяцев высоких цен достаточно игрокам Б, чтобы окупить свои инвестиции
- сколько месяцев работает объект игрока класса Б, после того, как он построен
- насколько игроки класса Б памятливы – сколько времени длится память о понесенных в прошлом убытках
Заметим, что в силу стоимости капитала и дисконтирования, для игроков Б важно еще, когда именно случается «период боли» - если это происходит сразу после инвестиционного периода, в начале периода получения положительного денежного потока, это куда больнее, чем если это происходит несколько лет спустя.
Когда игроками класса Б были девелоперы, строившие морские платформы в Северном море и в Мексиканском заливе, ситуация была примерно такова – от момента принятия решения о проекте до того момента, как начинают совершаться значительные безотзывные инвестиции, проходит года три-четыре. Годовой период низких цен в это время способен закрыть проект. После этого на протяжении еще двух-трех лет даже при условии высоких цен проект снова разрабатываться не начнет. Т.е. годовой период низких цен был способен отпугнуть конкурентов на 4-7 лет. Но если отпугнуть конкурента такого сорта не удавалось и он начал строиться, то примерно через год-два он входил в строй с тем, чтобы существовать еще лет двадцать, при этом, его looking-forward себестоимость будет вполне сравнима с игроками класса А.
(это игрушечная модель и важен скорее относительный масштаб цифр, чем конкретные значения).
Если же игроки класса Б – это сланцевые добытчики со сроком реакции на высокую цену от принятия решения до начала добычи около года, сроком последующей жизни около двух-трех лет и памятью на боль тоже около двух-трех лет, то модель совсем другая.
В первом случае игроку класса А можно ставить годичное «окно страха» раз в 5-6 лет и в остальное время наслаждаться высокими ценами в отсутствие конкурентов. А во втором это надо повторять гораздо чаще – чуть не раз в два-три года – или же принимать конкурентов как данность и уступать им долю рынка.
Впрочем, заметим, что и регулярность действий сильно снижает эффективность стратегии игроков А, в таком случае игроки Б имеют возможность так расставлять свои инвестиции во времени, чтобы снижать действенность этой стратегии. Более того, если «окно боли» приходится на период инвестиций, а ученый на предыдущем опыте игрок Б предполагает, что к моменту завершения строительства цены пойдут вверх и не боится, ему это даже на руку – в окне боли обычно ниже цены на материалы, оборудование и услуги подрядчиков, хотя и выше стоимость капитала.
Ну и понятно, что кроме осознанных действий игроков А, есть события, которые тоже могут влиять на цены и спрос, как вверх, так и вниз. Экономические кризисы или, наоборот, бумы спроса, революции и войны, конфронтации с США и так далее – это короткий список примеров.
Ну и в качестве дополнительного осложнения можно вспомнить то, с чего мы начали – группа игроков А тоже неоднородна и каждый в ней играет в свою собственную игру, что ведет к тому, что их действия как группы менее регулярны.
Как и говорилось, это не законченное рассуждение, а лишь предложение некоторого подхода к анализу нефтяной отрасли и конкуренции в ней, готовой модели здесь нет, поэтому и выводов особых сделать нельзя, кроме, разве что, того вывода, что эта система динамична и неустойчива, поэтому более простая модель «спрос-предложение-равновесная цена» не очень хорошо описывает работу этой отрасли.