Если посмотреть всем известный турецкий сериал "Великолепный век" о жизни и интригах султанского гарема Османской империи, то можно заметить, что знатные дамы гарема там частенько сидят с пяльцами для вышивки. Что это - художественная выдумка или наложницы султана и правда так любили вышивать?
На самом деле, авторы сериала тут ничего не выдумали. Вышивка и правда являлась одним из основных занятий знатных и не очень дам того времени (15-17ого века), причем искусство вышивания было международным делом. И являлось оно не столько развлечением, как мы можем воспринимать это сегодня, а серьезным ремеслом. В то время, люди вообще вынуждены были быть более рациональными, и просто так сидеть и вышивать никто бы не стал. Тонкая работа стоила приличных денег и женщины, умевшие создавать качественные изделия всегда могли заработать себе на хлеб. Именно поэтому девушек, попадавших в гарем, обучали этому декоративному ремеслу на высоком уровне. Как свидетельствовал Джовани Антонио Менавино - слуга отца и дедушки султана Сулеймана Великолепного, каждый день в старый дворец гарема приходило по десять учителей вышивания.
И девушки не бросали это занятие, даже если продвигались по карьерной лестнице и занимали высокое положение матери наследника султана, ведь положение их всегда было неустойчивым. Окажись они не угодны при дворе в случае интриг или смерти своего правителя, а затем и в прямом смысле слова на улице - тогда им необходимо было бы уметь заработать себе на жизнь. Поэтому вопрос искусства вышивки был вопросом выживания.
Оттавиано Бон, венецианский посол начала 17ого века, отмечал что женщины султанского дворца, отправленные на так называемую "пенсию", могли обеспечить себе доход путем продажи своих рукоделий еврейским торговцам. Изделия копились всю жизнь, поэтому на пенсии было что продавать. Такой способ заработка присутствовал и в России тех времен среди, например, крестьянок. Они вышивали на досуге и складывали свои изделия в сундук, а когда теряли физическую работоспособность, и больше не могли приносить пользу своей семье работой в поле и доме, могли продавать понемногу свои накопленные расшитые ткани. Тогда изделия теряли свою актуальность куда медленнее чем сейчас, поэтому вещи, сшитые десять лет назад, можно было все равно продать.
Можно было свою работу использовать и в иных целях. Например, в качестве ценного подарка одной королевской особы другой, для выражения своей симпатии. Так Роксолана (Хюррем-султан) - наложница и в последствии жена Сулеймана I, презентовала свою богатую вышивку королю Польши.