Во второй половине 20 века основным средством транспортировки пехоты на поле боя были БТРы, которые не имели хорошей огневой мощи для поддержки. В основном это были БТР-50, которые из вооружения имели пулеметы. Тогда командование и подумало, что не плохо было бы иметь такую машину, которая могла и безопасно транспортировать пехоту и оказывать огневую поддержку во время боя. Вот МО СССР и дало задания конструкторским бюро (КБ), которые занимались разработкой танков, создать такой аппарат. Военные к новой технике предъявили следующие требования:
- возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиваться при необходимости;
- проходимость и маневренность, не уступающие перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;
- вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
- бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600–800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от оружия массового поражения;
- радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь, как с командиром своего подразделения, так и с танками;
- приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.
- средства маскировки;
Военные предполагали что если новая машина встретиться с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника, то десант покинет десантное отделение на удалении около 500-600 м от переднего края обороны (такова предельная дальность стрельбы РПГ), а БМП будет передвигаться от укрытия к укрытию, оказывая поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП должны были усиливали боевые порядки пехоты в обороне, а также совместно с танками действовали во встречном бою, либо при отражении контратак. Исходя из этого большое значение придавалось вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника.
Вооружение монтировалось в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Данное орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. С орудием в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель состав комплекс вооружения обеспечивал по тем временам будущей машине очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины.
Броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО. Броня сделана из стальных катаных листов, которые установлены под большим углом. По бортам БМП расположены бойницы, которые закрыты специальными заслонками. Конструкторы сделали нестандартный ход — десантные двери, которые занимают всю заднюю часть машины, одновременно являются и топливными баками.
БМП-1 также могут передвигаться по воде. Благодаря форме корпуса и специальным щиткам она может плыть со скоростью 7 км/ч. Передвижение в воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Опорные катки сделаны полыми, что улучшает плавучесть машины. На машину установлен шестицилиндровый дизельный двигатель, который обеспечивает ей высокую подвижность.
ТТХ БМП-1
- Боевая масса, кг - 12 600
- Экипаж, чел. - 3+8 (десант)
- Основные размеры, мм:
- длина - 6460, ширина - 2940, высота - 2068.
- Вооружение: 73-мм пушка «Гром», ПТРК «Малютка».
- Механизм заряжания - электромеханический
- Прицельное приспособление - 1ПН22М1.
- ИК-прожектор - ОУ-3ГА2
- Средства постановки завесы - ТДА
- Двигатель - дизель УТД-20
- Максимальная мощность, л. с. - 300
- Количество цилиндров - 6
- Удельная мощность - 23,8
- Емкость топливных баков, л - 462
- Максимальная скорость, км/ч - 65
- Запас хода, км - 600
- Радиостанция - Р-123М
- Навигационная аппаратура - ГПК-59
БМП-1 приняли на вооружение в 1966 году. Это открыло новую страницу в истории Сухопутных войск СССР, существенно повысив их огневую мощь и маневренность, что привело к изменению тактики ведения боевых операций. Следует отметить, что это первая машина с подобными характеристиками в мире.