Австралийские пожары волновали чуть ли не каждого еще буквально полгода назад. Кто-то воспринимал это всерьез, кто-то нет. Кому-то вообще нет дела до того, что происходит на другом конце земли. Так или иначе, вот как обстояли дела:
Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон был подвергнут критике за свою неспособность распознать масштаб проблемы, которую 77% австралийцев находят "тревожной" или "очень тревожной".
Волна пожаров на юго-востоке Австралии привела к гибели по меньшей мере 18 и пропаже 17 человек, уничтожила более четырех миллионов гектаров и заставила развернуться военным кораблям и самолетам для борьбы с пожарами. В прибрежных районах небо покраснело, десятки деревень были эвакуированы. В столице, Канберре, максимумы, считающиеся "опасными" из-за плохого качества воздуха, были превышены в 21 раз. А облако дыма пролетело более 2000 километров до ледников Новой Зеландии.
На фоне апокалипсических сцен в Новом Южном Уэльсе и Виктории, двух наиболее пострадавших штатах, премьер-министр Скотт Моррисон по-своему способствовал разжиганию пожара своей поздней реакцией и решимостью не упоминать о возможной связи происходящего в Австралии с климатическим кризисом (несмотря на рекордные температуры в 2019 году и среднее повышение на один градус за последнее столетие).
Сегодня Скотту Моррисону пришлось прервать свой визит в город Кобарго, где пожар уничтожил десятки домов, на фоне возмущения соседей за их теплую реакцию на чрезвычайную ситуацию (в критический момент он находился в отпуске на Гавайях). После победы в мае во главе Либеральной партии консервативный Моррисон решил присоединиться к Дональду Трампу и Джейру Больсонаро и торпедировать глобальную акцию по изменению климата.
Премьер-министр Австралии в очередной раз попросил у своих соотечественников "терпения" и был подвергнут критике за неспособность распознать масштабы проблемы (доклад Австралийского национального университета предупреждает о необратимом наступлении лета и исчезновении зимы в стране в 2050 году). В своем новогоднем послании Моррисон обратился к боевому духу австралийцев с призывом подражать прошлым поколениям, "которые также сталкивались с бедствиями, наводнениями, пожарами, эпидемиями и засухами".
Ледник Франц Джозеф в Новой Зеландии был покрыт пеплом от пожаров в Австралии.
Моррисон подчеркнул, что не существует "достоверной" связи между изменением климата и волной пожаров. На поз он, наконец, признал, что может существовать связь "между сокращением выбросов и защитой окружающей среды от разрушительных пожаров". Тем не менее, он хвастался тем, что добивается прогресса в выполнении своих обязательств (сокращение выбросов на 26-28 процентов к 2030 году), несмотря на это, он отвергает давление, направленное на то, чтобы остановить Австралию в ее стремлении стать крупнейшим в мире экспортером угля.
Однако скептицизм Моррисона омрачает отрицание его вице-премьера Майкла Маккормака, который в ноябре заявил, что пожары в Австралии ведутся "с начала времён" и что те, кого волнует изменение климата, являются "бешеными сумасшедшими в городе".
Однако 77% австралийцев признают, что чувствуют "беспокойство" или "сильное беспокойство" по поводу изменения климата, 60% хотят от своего правительства больше действий, а 43% считают, что существует прямая связь с засухами, наводнениями и пожарами последнего десятилетия, согласно опросу, проведенному "The Guardian". Изображения пожаров в Новом Южном Уэльсе, эвакуация десятков населения на побережье и не дышащий воздух Канберры и Сиднея повлияли на сознание австралийцев, несмотря на уклонение их от политического класса.
Ученые присоединились к дебатам и призвали политиков расширить сферу своего видения.
"Мы не можем рассматривать конкретное событие как прямой результат изменения климата",
- сказал BBC профессор Сиднейского университета Гленда Уордл.
"Но мы видим тенденции, и не только пожары, но и засухи и наводнения".
И все в целом несомненно это связано с глобальным повышением температур. Но когда у правительства есть возможность решить проблему и что-то предпринять, оно всегда находит других "виновников", например, плохое управление земельными ресурсами.
"Мы знаем, что средняя температура в Австралии сейчас на один градус выше, чем сто лет назад," - говорит Ричард Торнтон (Richard Thornton), исполнительный директор Центра совместных исследований Bushfires & Natural Hazards. "И в этих условиях лето становится все более ранним, накапливается риск засухи и пожара, все чаще происходят эпизоды с экстремальнми ситуациями, связанными с погодой.