Сфера культуры, столкнувшись с кризисом пандемии, оказалась на грани банкротства. Сотни талантливых музыкантов, художников, продюсеров, актеров и театральных деятелей потеряли средства к существованию. Они очутились перед реальностью неопределенности, страхом перед их будущим и состоянием культуры в целом.
В условиях социально-экономического коллапса правительства были не в состоянии выделить ресурсы для культурной индустрии. Оказались «обесточены» бесчисленные сцены, проекты, гигантские представления, спектакли и витрины.
Перед обществом встал вопрос: нужна ли миру культура, какой она была до сих пор? Является ли культура, какой она была до коронавируса, такой, какой действительно хочет публика?
В результате полувекового нашествия контркультуры Запада был создан и разрекламирован стиль жизни, культивирующий эгоистическое мироощущение, нигилизм и деструкцию. «Евровидение» уже десятки лет навязывает героев с нетрадиционной ориентацией, бородатых женщин и прочих шутов. «Голливуд» стал рупором агитации и пропаганды либеральных ценностей, которые разрушили корни европейского духовного наследия, стирая расовые, национальные, этнические и половые различия.
Эта волна сумела трансформировать общество. Духовный поиск был подменен переживаниями «измененных состояний сознания» под воздействием алкоголя, грибков и наркотиков.
Культура не может быть оторвана от реальности. И еще до того, как кризис пройдет, стоит задуматься, потребителями какой культуры мы хотим быть. Как мы хотим, чтобы культура влияла на нас? И от людей культуры и искусства тоже хотелось бы получить ответы на эти вопросы.
По-видимому, культура, как и любой другой сектор, разрушенный кризисом, не сможет восстановить свое былое могущество, и нам придется воссоздать ее. Как? Прежде всего, гораздо скромнее. В новой реальности придется отказаться от ненужного.
Чтобы возродить культуру, действительно служащую людям, нужно много творчества и воображения. К счастью, у деятелей культуры они есть в избытке. Они могут собраться вместе за виртуальными круглыми столами, подумать, обсудить и сделать революционный шаг. Не как протест, а как вдохновляющий, позитивный опыт новых песен, картин и фильмов.
Перефразировав классика, можно сказать: «Ударим новой культурой по бездорожью и разгильдяйству!» Настоящая культура всегда опережает жизнь на полшага. И она может помочь проложить путь и служить доброму будущему вместо того, чтобы возвращать нас в отжившее спорное прошлое.