Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути. Наверно проблемных моментов много, я нашла 8 "подводных камней", но не буду Вас пугать проблемами, расскажу только о трех - они всегда у меня всплывают в работе над проектом, знаю о них, но всё равно.
"Подводные камни" проекта:
1) Переоценка/ недооценка. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Иногда мы работаем с детьми, кажется ну вот это вот классный проект, значимый, а нет, так нам показалось от объёма работы. А объём работы — это не всегда показатель значимости проекта.
Над последним проектом работали с детьми, подумали ну ок, интересно, полезно, но что здесь такого. Вышло в районе первое место, в Области 3 место, предложили подать документы на Москву.
Так что этот "подводный камень" — это айсберг для меня.
2) Превращение проекта в формальность, в реферат. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников.
Нынче с обучающейся 10 класса писали исследовательскую работу, и я чуть не пошла на поводу у консультанта проекта и не превратила исследовательский проект в реферат...соблазн такой был.
3) Команда педагогов в проекте. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство в вопросе продукта проекта. Эта проблема особенно характерна при избытке в коллективе творческих педагогов.
Я работала и с группой педагогов и одна в социальном проекте, мне больше всего понравилось одной - нет споров, нет надежды на кого-то, нет начальников (некоторые ставят себя главным и только задания раздают)...ну много чего нет. Может просто команда педагогов не та, зато команда детей - просто команда мечты была. Я делаю как я вижу и, если надо, готова за это ответить,