Найти тему
Вова Каштан

От социального стелса до RPG: какой должна быть Assassin's Creed?

Оглавление

Выясняем, верным ли курсом прыгает ассасинПоделиться

В октябре этого года в Assassin’s Creed Valhalla мы будем яростно размахивать топорами, плавать на драккарах, состязаться в викинговских рэп-баттлах и развивать свои поселения. Очень в духе Assassin’s Creed! Или все-таки нет? Некоторые серии игр со временем мутируют до неузнаваемости. Почему новые части Fallout так непохожи на своих предков? Потому что между ними прошло десять лет. За это время серьезно эволюционировали технологии — вместе с ними поменялись и тренды рынка, и вкусы геймеров, и наконец, просто-напросто сменился разработчик. Но есть и более таинственные случаи.

Как ассасин прыгать учился

Серия Assassin’s Creed с самого своего рождения под крылом Ubisoft никогда не попадала к другим компаниям. Как правило, новый выпуск приключений ассасинов выходил ежегодно, без серьезных перерывов. Тем не менее, Альтаир ибн Ла-Ахад, протагонист первой части сериала, вряд ли признал бы в Odyssey своего родственника... Но будем последовательны.

Убийцы в белых капюшонах — не первые мастера паркура, при помощи которых Ubisoft зарабатывает деньги. Первым был легендарный принц Персии. И легендарная серия прямым образом причастна к нему: Prince of Persia: Assassin’s — именно так назывался спин-офф к серии Prince of Persia. Игра, предположительно, рассказывала историю двух девушек-ассасинов, которым поручили ликвидировать небезызвестного принца. Интересная задумка до релиза не дожила, но преобразовалась в новую игру. В ней ассасины стали главными героями, и им не приходилось делить свою славу с персидскими монархами.

Презентовала новый тайтл Ubisoft женщина. Сегодня, во времена всеобщего равноправия, подобными фокусами  никого не удивишь, но тогда было в диковинку, что у руля проекта стоит очаровательная девушка. Восходящая звездочка от Ubisoft — улыбчивая Джейд Рэймонд — занимала роль продюсера Assassin’s Creed и на любой выставке стремилась продемонстрировать игру в максимально выгодном свете. Журналистам показывали далеко не идеальные билды с бросающимися в глаза багами и проваливающимися текстуарми, но ситуацию спасала Джейд. Она пользовалась самой примитивной и очевидной слабостью мужского рода: никто не мог устоять перед ее обаянием! 

И вот, Assassin’s Creed вышла. Игроки столкнулись с пресным и сухим геймплеем, казавшимся многим невнятным и несимпатичным главным героем, а также интригующей, но не до конца раскрытой идеей Анимуса и зловещей корпорацией будущего... 

Журналисты оценили игру, как «любопытный, но не доведенный до ума эксперимент». Спустя годы первую Assassin’s Creed чаще всего называют худшей в серии. Однако, скверный старт не помешал великолепному продолжению. Assassin’s Creed 2, напротив, считается лучшей частью сериала. Вторая часть вывела франшизу на новый уровень и подарила ей огромную популярность. Была ли история Эцио чудом, спасшим франшизу? Да. Но была ли она развитием идей, заложенных в «тех самых истоках» Assassin’s Creed? Действительно ли эволюционировали фундаментальные истины первой части или нам просто пустили красивую пыль в глаза?

Время разбираться.   

Первый ассасин комом?

Что ж, давайте взглянем на Assassin’s Creed еще раз — забыв обо всех вердиктах и оценках, а также о том, как сильно страдают наши зубы, стоит им заскрежетать от скуки...

Настоящие истоки серии не имеют ничего общего с жанром RPG (в сторону которого убийцы сейчас активно прыгают). Авторы, по сути, пытались создать нечто совершенно новое: социальный стелс-экшен с элементами паркура. После первого взгляда на обложку Assassin’s Creed ассоциации возникают не только с принцем Персии. Есть еще одна франшиза, которая напрямую ассоциируется со словом assassin. Да, мы говорим о Hitman.

Похождения лысого убийцы со штрих-кодом — эталон жанра stealth-action. Агент 47, как и ассасин, получает заказ — затем проводит исследование локации, подбирает подходящую стратегию, продумывает пути отхода... Сорок седьмой, в отличие от настоящих ассасинов древности, которые были шахидами-террористами и не рассчитывали выжить после выполнения миссии, планировал остаться в живых. 

Протеже Assassin’s Creed в шахида-самоубийцу не превратился. Наш главный герой — Альтаир ибн Ла-Ахад — считается одним из лучших членов братства. Перед выполнением миссии Альтаир добывает сведения о цели. Это самая скучная часть игры — подслушиваем, совершаем карманную кражу, избиваем информатора, повторяем до тошноты. Сведения являются элементами пазла, составив который мы якобы получим план идеального убийства. Главный просчет Assassin’s Creed скрывается даже не в том, что все дополнительные поручения перед устранением цели копируют друг друга из раза в раз. Беда в том, что игра не способна наказать или поощрить ваши действия во время задания.

Практически ни на одном задании тот же сорок седьмой не расчехляет пулемет и не устраивает врагам кровавую баню. Поэтому, любителям подхода «иду на таран» игры серии Hitman могут предложить немногое. Зато изощренные тактики нередко награждаются возможностью вообще не пачкать свой костюм вражеской кровью. А что Альтаир?

Он копирует стратегию своих исторических коллег: это обыкновенный раш. Добеги до цели, ударь скрытым клинком — победа! А теперь — дерись и убегай. В любом случае поднимется тревога, в любом случае за героем будет гнаться вереница закованных в тяжелую броню рыцарей, которым ничто не мешает взбегать за ним на стены здешних домиков... 

Вся эта королевская рать у игрока не способна вызвать никаких тревог. Боевая система Assassin’s Creed очень красочна, но она не оставляет врагам никаких шансов на успех. Альтаир, сколько бы врагов на него не высыпали, всегда будет выходить победителем. Враги не додумаются атаковать всем скопом, а тактика «уйди в блок и убивай врагов контратакой» работает на протяжении всей игры. 

Да что уж, ближе к финалу разработчики решают не заморачиваться по поводу того, что Альтаир, в общем-то, простой смертный, а не какой-нибудь супергерой, и вываливают на него под 50 врагов во время миссии в Арсуфе. Избежать этой стычки, сбежать или скрыться в этом моменте нельзя вообще никак! 

Но это не единственная серьезная проблема первой части Assassin’s Creed. Второй загвоздкой стал непроработанный пласт геймплея, связанный с открытым миром. Акра, Дамаск и Иерусалим визуально воссозданы великолепно. Но кроме функции декорации, здешний еще и вредит восприятию игры, смещая акценты не в ту сторону. 

Тут работает простая психология: будь у игрока более-менее линейная локация, не отличающаяся какими-то грандиозными масштабами, он бы сразу пошел по линейке основного сюжета, поглощая самые интересные геймплейные моменты. Но достаточно просторный открытый мир Assassin’s Creed подталкивает игрока к исследованию — исследованию, которое неспособно вознаградить. Тут повторяется уже знакомая история, да? 

Например, есть сбор коллекционных предметов (флагов) и убийство 50 рыцарей-тамплиеров, разбросанных по всему миру. Выполнение этих побочных активностей не дает игроку... вообще ничего. Открытый мир в Assassin’s Creed работает некорректно: он смещает акцент в игровом процессе на то, что истории Альтаира ибн Ла-Ахада не нужно совершенно. 

Гений, миллиардер, плейбой, филантроп... Ассасин

Assassin’s Creed 2 взорвала игровую общественность: для множества геймеров знакомство с серией в началось именно с этой части. Средний балл рецензий колеблется в районе 91%. По прошествии лет она закрепилась в геймерских умах, как лучшая часть Assassin’s Creed. Однако, достигнут этот результат был не тем путем, который, казалось бы, стилистически подходит игре, посвященной скрытым убийствам.

Флорентийский мальчишка Эцио Аудиторе да Фиренце, настоящий прожигатель жизни, залезающий к своей пассии через окно и устраивающий пьяные драки с представителями другой знатной семьи, попадает в круговорот интриг и предательств, заставляющих его встать на тропу возмездия. 

Яркий и безбашенный образ нового главного героя, умудряющегося по ходу истории то и дело затаскивать в постель разномастных красоток в самых нестандартных ситуациях, отпускающего уместные остроты и жаждущего вполне справедливой мести, сумел купить публику. В плане подачи сюжет Assassin’s Creed серьезно вырос: невероятное количество кат-сцен, отлично поставленные диалоги, хорошая озвучка — свое место нашли незаменимые атрибуты приключенческой игры.

Приобретя в подаче, история утратила в глубине. Это заметили не сразу, а многие не заметили вообще. Эцио как персонаж развивается по достаточно предсказуемому сценарию, твистам в сюжете места не нашлось, но самое грустное — это потеря «серости» конфликта. Ассасины — однозначно хорошие ребята. Тамплиеры — коррупционеры, гады, предатели и тираны. Таков новый закон.

Почти все жертвы в Assassin’s Creed могли вызвать у игрока сочувствие: он понимал, почему Альтаир начинает задумываться над правильностью своих поступков, и сомневался вместе с ним. В Assassin’s Creed 2 это чувство утрачено: да, история стала богаче на яркие моменты, но глубина и многогранность конфликта двух группировок канула в лету.

Однако за красивым сюжетным фасадом скрывается игровой процесс, к ознакомлению с которым, памятуя о проколах оригинала, приступаешь с опаской... Но и тут французам удалось схитрить.

Нет, Assassin’s Creed 2 не стала игрой про изящное планирование убийств, коварное выстраивание грамотного плана и тщательное изучение локации и использование имеющихся у тебя ресурсов для достижения своей цели. Эцио унаследовал от Альтаира сверхчеловеческие навыки по разделыванию врагов, и сражаться стало даже проще. Миссии по ликвидации целей также остались неизменны, правда, теперь отпала необходимость непременного выполнения определенного количества рутинных сайд-квестов, что хоть как-то помогает делу.

Зато как преобразился открытый мир! Вы управляете собственным поместьем, которое надо развивать и с которого приходится собирать дань, исследуете древние гробницы ассасинов, представляющие из себя этакие паркурные головоломки, вновь собираете коллекционные предметы (на этот раз с наградой!), гоняете на колеснице и «крыльях» Да Винчи, ищете сундуки с золотом... Вы делаете все то, что совсем необязательно должно быть в игре про убийцу. Но все это здесь есть.

Феноменальный успех Assassin’s Creed 2 показал Ubisoft, что именно этого игроки и хотят. Так добавление сторонних механик, казалось бы, никак не клеящихся с игрой, посвященной ассасинам, стало нормой.

Tower Defence в Revelations? Отлично! Морские сражения в Assassin's Creed 3? Не забудьте построить на этом отдельную игру! Война уличных банд и создание собственной преступной группировки? Эй, я уже хочу эту Syndicate! Открытый мир нужно расширять и наполнять — неважно чем. Многие идеи и серьезные геймплейные новшества в Assassin’s Creed добавлялись в ту или иную игру серии на один раз, но ради этих самых новшеств разработчики закрывали глаза на эволюцию основных постулатов. Это и привело в конечном счете к той самой стагнации серии, из которой она ныне пытается выбраться.

Допрыгались

Новый курс серии — это action-RPG. Полоски здоровья у противников, прокачка умений в трех ветках, еще больше дополнительных миссий, масштабные сражения, возможность выбора персонажа и диалоги с вариантами ответов... Origins заложила базу новых принципов Assassin’s Creed, а Odyssey развила эти наработки.  Парадоксально, но Origins, т.е. «Истоки», в сторону настоящих истоков даже и не смотрела. Это гремучая смесь The Witcher 3 и Far Cry, где наследию игры-прародителя места не нашлось. А ведь те идеи о приключении, где мы играем за убийцу — не за менеджера средневековых городов, не за индейского охотника, не за капитана пиратов и не за «Ахиллеса на минималках» все еще живы, оригинальны... и никем не реализованы.