Если ты, чувак, индеец - ты найдешь себе оттяг.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!
"Песня настоящего индейца" - Ноль
INTRO
Чтобы не уйти в мистическую заумь и трансцендентальные дебри, я остановлюсь на первых двух книгах Карлоса Кастанеды – «Учение дона Хуана» и «Отдельная реальность». Уже во второй книге возникают сомнения в том, что маг, знахарь и «воин» дон Хуан мог существовать на самом деле. Но вполне возможно, что существовал какой-то его реальный прототип.
Учение индейского шамана в интерпретации Карлоса Кастанеды покрыто мраком загадочности. Еще бы: дон Хуан запрещает ученику фотографировать себя, свое жилье и называть реальные географические места. Таким образом, он остается «глубоко засекреченным» и мы не имеем никаких фактических доказательств, что он существовал на самом деле. Много белых пятен в самой биографии Карлоса Кастанеды, который умышленно «затирал» все следы, всю информацию о себе. Кастанеда жил и творил в середине 20-го века, но его фотографий в интернете столько же, как если бы он жил в конце 19-го.
***
Эпоха 60-х годов породила в США поколение психонавтов, активно использующих психоделические наркотики для различных «практик». Конечно, большинство торчало для кайфа и веселого времяпрепровождения. Но были и те, кто относился к этому вопросу серьезно и считал, что будущее науки за психоделиками. К ним относились преподаватель Гарварда Тимоти Лири и ученый антрополог Кастанеда. Лири глубоко изучал ЛСД, стал неким ЛСД-гуру, а Кастанеда ушел в изучение этноботаники и этнографии индейских народов.
Важно понимать, что не только наркотики и их действие на психику изучали все подобные умники. Перед культурой «детей цветов» стоял куда более важный вопрос: в правильном ли направлении развивается наша цивилизация и не наступает ли ей пиз конец?
Вот тут Карлос Кастанеда со своим альтернативным учением и описанием образа жизни индейцев Яки подоспел очень кстати. «Учение дона Хуана» ценно именно своим посылом против глобализации и урбанизации. Если все наши достижения науки, культуры и само развитие общества ошибочны, то как жили те люди, что существовали на этой Земле многие столетия до нас? И что вообще значит – правильно жить?
Сам же Кастанеда вначале заинтересовался пейотом с точки зрения этнографии. Но ведь под любознательностью и научной целью скрывалось все тоже простое желание – попробовать психоделик, ощутить приход. Потом он знакомится со старым индейцем-знахарем, который может познакомить его с пейотом. Старик относится к Кастанеде настороженно, ведь для него пейот – вещь сакральная и священная, а поэтому он маринует Кастанеду, поэтапно подготавливая психику молодого антрополога к тому, чтобы постичь мескалиновый приход.
Если мы берем первую часть «Учение дона Хуана», то несложно заметить, что с точки зрения и жизни, и литературоведения, все выглядит вполне законченно, подробно и правдоподобно. Брухо дон Хуан знаком с некими силами, некими союзниками и почтительно относится к «особенным растениям». Наверное, понять мир, который видит индейский шаман – невозможно, его можно только ощутить самому. А поэтому Карлос Кастанеда с тщательностью ботаника (в жаргонном смысле термина), записывает в блокнот все слова, действия и ходы Дона Хуана. Все ритуалы, связанные с выкапыванием, пересадкой и употреблением дурмана вполне обоснованы.
Чтобы не испугаться, не присесть на штанцы, нужно относиться почтительно к тому растительному веществу, которое мажешь/куришь/жуешь. В общем, отправляешь в себя. Ты сам настраиваешь себя на то, что «все сделал правильно», а значит и трип пройдет успешно. Ведь даже наши русские грибные психонавты верят в то, что «грибы ни в коем случае нельзя покупать за деньги, иначе гарантированно случится бэд-трип…». Только бартер или же дарение. Уважайте растения, друзья!
Описания магических действий с ящерицами пробирают холодом по спине. Одна с зашитым ртом, другая с зашитыми глазами – это вообще откуда-то из глубины тысячелетий. Дон Хуан перенял все эти магические навыки, но кто знает, какова та глубина исторического пласта, где люди расширяли сознание с помощью необычных растений и общались с невидимыми, но ощутимыми духами природы?
Кстати, у индейцев Яки есть родственная связь с южноамериканскими ацтеками. Вы понимаете, к чему я это все?
У нас есть трудолюбивый молодой ученый-антрополог, увлекающийся этнографией и этноботаникой. Славное время его научной деятельности попадает на хипповскую эпоху 60-х. Полное раскрепощение, как социальной жизни, так и науки, позволяло Карлосу не только изучать антропологические и культурные особенности индейцев Яки, но еще и пробовать «магические растения», составляющие самобытность и уникальность этих народов.
Правдоподобность первой части «Учения дона Хуана» не обязательно должна базироваться на реальном существовании старого брухо.
Кастанеда, увлеченно погрузившись в работу, мог «накопать» множество бытовых, обрядовых, шаманских деталей древних индейцев в публичных библиотеках. Работать он мог так же и «в поле» -- разъезжая по поселкам индейцев Яки и собирая предания, легенды и описания мескалиновых трипов. У студентов литературного факультета когда-то была подобная летняя научная практика: сбор фольклора, сказаний, обрядовых песен у древних старух в глухих деревнях.
У Кастанеды был богатый эксклюзивный материал. Ему оставалось только выдумать главного персонажа книги, вылепить его и наделить всеми этими рудиментарными знаниями. Кроме этого, дон Хуан мог быть неким собирательным образом реально существующих индейцев, которых он встречал во время «полевой научной работы».
И, наконец, дон Хуан мог быть реальным персонажем, который действительно хотел научить Карлоса всем тем штукам, от которых он в ужасе сбежал. Вполне возможно, что был реальный старик, кормивший его пейотом и накуривающий «дымком». Но если это был реальный старый индеец-брухо, то он так и остался в первой части. Уже в «Отдельной реальности» и последующих книгах Кастанеды мы видим совершенно иного Дона Хуана.
На волнах успеха и бабла, Кастанеда пишет вторую часть. Он либо продолжает своего придуманного, собранного из множества прототипов, героя или же спекулирует все на том же (предположительно) реальном доне Хуане, но уже не общаясь с ним. А может, старик к тому времени успел откинуться.
В заключении хочу сказать, что «Учение дона Хуана» отличная книга, где собрано много интереснейших этнографических и этноботанических фактов шаманизма североамериканских индейцев. Это целый научный труд, преподнесенный как художественная литература. Дальнейшие же труды Кастанеды представляют из себя фэнтези с большим уклоном в нью-эйдж философию.
Жанр трип-репортажей существовал и до Кастанеды, но у него они доведены до высокохудожественного уровня. Да и с юмором тоже все в порядке.