Найти в Дзене
Иван Гвоздь

А был ли дон Хуан?

/poezia-aromatov.ru/?p=5985
/poezia-aromatov.ru/?p=5985
Если ты, чувак, индеец - ты найдешь себе оттяг.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!
"Песня настоящего индейца" - Ноль

INTRO

Чтобы не уйти в мистическую заумь и трансцендентальные дебри, я остановлюсь на первых двух книгах Карлоса Кастанеды – «Учение дона Хуана» и «Отдельная реальность». Уже во второй книге возникают сомнения в том, что маг, знахарь и «воин» дон Хуан мог существовать на самом деле. Но вполне возможно, что существовал какой-то его реальный прототип.

Два тома в одной книге
Два тома в одной книге

Учение индейского шамана в интерпретации Карлоса Кастанеды покрыто мраком загадочности. Еще бы: дон Хуан запрещает ученику фотографировать себя, свое жилье и называть реальные географические места. Таким образом, он остается «глубоко засекреченным» и мы не имеем никаких фактических доказательств, что он существовал на самом деле. Много белых пятен в самой биографии Карлоса Кастанеды, который умышленно «затирал» все следы, всю информацию о себе. Кастанеда жил и творил в середине 20-го века, но его фотографий в интернете столько же, как если бы он жил в конце 19-го.

Современный индейский поселок в США. /lenta.ru/articles/2016/03/02/reservations/
Современный индейский поселок в США. /lenta.ru/articles/2016/03/02/reservations/

***

Эпоха 60-х годов породила в США поколение психонавтов, активно использующих психоделические наркотики для различных «практик». Конечно, большинство торчало для кайфа и веселого времяпрепровождения. Но были и те, кто относился к этому вопросу серьезно и считал, что будущее науки за психоделиками. К ним относились преподаватель Гарварда Тимоти Лири и ученый антрополог Кастанеда. Лири глубоко изучал ЛСД, стал неким ЛСД-гуру, а Кастанеда ушел в изучение этноботаники и этнографии индейских народов.

Лири и федералы. /mirinteresen.ru/91463-psihologiya-i-lsd-timoti-liri.html
Лири и федералы. /mirinteresen.ru/91463-psihologiya-i-lsd-timoti-liri.html

Важно понимать, что не только наркотики и их действие на психику изучали все подобные умники. Перед культурой «детей цветов» стоял куда более важный вопрос: в правильном ли направлении развивается наша цивилизация и не наступает ли ей пиз конец?

Вот тут Карлос Кастанеда со своим альтернативным учением и описанием образа жизни индейцев Яки подоспел очень кстати. «Учение дона Хуана» ценно именно своим посылом против глобализации и урбанизации. Если все наши достижения науки, культуры и само развитие общества ошибочны, то как жили те люди, что существовали на этой Земле многие столетия до нас? И что вообще значит – правильно жить?

Пустыня Сонора -- ареал Яки /mir-znaniy.com/sonora/
Пустыня Сонора -- ареал Яки /mir-znaniy.com/sonora/

Сам же Кастанеда вначале заинтересовался пейотом с точки зрения этнографии. Но ведь под любознательностью и научной целью скрывалось все тоже простое желание – попробовать психоделик, ощутить приход. Потом он знакомится со старым индейцем-знахарем, который может познакомить его с пейотом. Старик относится к Кастанеде настороженно, ведь для него пейот – вещь сакральная и священная, а поэтому он маринует Кастанеду, поэтапно подготавливая психику молодого антрополога к тому, чтобы постичь мескалиновый приход.

Для индейцев Америки этот кактус все равно, что мухомор для сибирских индейцев /inosmi.ru/photo/20140929/223315404_223273739.html
Для индейцев Америки этот кактус все равно, что мухомор для сибирских индейцев /inosmi.ru/photo/20140929/223315404_223273739.html

Если мы берем первую часть «Учение дона Хуана», то несложно заметить, что с точки зрения и жизни, и литературоведения, все выглядит вполне законченно, подробно и правдоподобно. Брухо дон Хуан знаком с некими силами, некими союзниками и почтительно относится к «особенным растениям». Наверное, понять мир, который видит индейский шаман – невозможно, его можно только ощутить самому. А поэтому Карлос Кастанеда с тщательностью ботаника (в жаргонном смысле термина), записывает в блокнот все слова, действия и ходы Дона Хуана. Все ритуалы, связанные с выкапыванием, пересадкой и употреблением дурмана вполне обоснованы.

Трубка мира /holy-matriarchy.livejournal.com/41999.html
Трубка мира /holy-matriarchy.livejournal.com/41999.html

Чтобы не испугаться, не присесть на штанцы, нужно относиться почтительно к тому растительному веществу, которое мажешь/куришь/жуешь. В общем, отправляешь в себя. Ты сам настраиваешь себя на то, что «все сделал правильно», а значит и трип пройдет успешно. Ведь даже наши русские грибные психонавты верят в то, что «грибы ни в коем случае нельзя покупать за деньги, иначе гарантированно случится бэд-трип…». Только бартер или же дарение. Уважайте растения, друзья!

Описания магических действий с ящерицами пробирают холодом по спине. Одна с зашитым ртом, другая с зашитыми глазами – это вообще откуда-то из глубины тысячелетий. Дон Хуан перенял все эти магические навыки, но кто знает, какова та глубина исторического пласта, где люди расширяли сознание с помощью необычных растений и общались с невидимыми, но ощутимыми духами природы?

/howdoright.ru/v-kakikh-bogov-verili-acteki/
/howdoright.ru/v-kakikh-bogov-verili-acteki/

Кстати, у индейцев Яки есть родственная связь с южноамериканскими ацтеками. Вы понимаете, к чему я это все?

У нас есть трудолюбивый молодой ученый-антрополог, увлекающийся этнографией и этноботаникой. Славное время его научной деятельности попадает на хипповскую эпоху 60-х. Полное раскрепощение, как социальной жизни, так и науки, позволяло Карлосу не только изучать антропологические и культурные особенности индейцев Яки, но еще и пробовать «магические растения», составляющие самобытность и уникальность этих народов.

Правдоподобность первой части «Учения дона Хуана» не обязательно должна базироваться на реальном существовании старого брухо.

В 90-х этого мужика пытались выдать за дона Хуана /ezotera.ariom.ru/2010/05/22/page,1,2,suvorova.html
В 90-х этого мужика пытались выдать за дона Хуана /ezotera.ariom.ru/2010/05/22/page,1,2,suvorova.html

Кастанеда, увлеченно погрузившись в работу, мог «накопать» множество бытовых, обрядовых, шаманских деталей древних индейцев в публичных библиотеках. Работать он мог так же и «в поле» -- разъезжая по поселкам индейцев Яки и собирая предания, легенды и описания мескалиновых трипов. У студентов литературного факультета когда-то была подобная летняя научная практика: сбор фольклора, сказаний, обрядовых песен у древних старух в глухих деревнях.

У Кастанеды был богатый эксклюзивный материал. Ему оставалось только выдумать главного персонажа книги, вылепить его и наделить всеми этими рудиментарными знаниями. Кроме этого, дон Хуан мог быть неким собирательным образом реально существующих индейцев, которых он встречал во время «полевой научной работы».

https://workntravel.ru/obvorozhitelnaja-pustynja-sonora-ssha/
https://workntravel.ru/obvorozhitelnaja-pustynja-sonora-ssha/

И, наконец, дон Хуан мог быть реальным персонажем, который действительно хотел научить Карлоса всем тем штукам, от которых он в ужасе сбежал. Вполне возможно, что был реальный старик, кормивший его пейотом и накуривающий «дымком». Но если это был реальный старый индеец-брухо, то он так и остался в первой части. Уже в «Отдельной реальности» и последующих книгах Кастанеды мы видим совершенно иного Дона Хуана.

На волнах успеха и бабла, Кастанеда пишет вторую часть. Он либо продолжает своего придуманного, собранного из множества прототипов, героя или же спекулирует все на том же (предположительно) реальном доне Хуане, но уже не общаясь с ним. А может, старик к тому времени успел откинуться.

В заключении хочу сказать, что «Учение дона Хуана» отличная книга, где собрано много интереснейших этнографических и этноботанических фактов шаманизма североамериканских индейцев. Это целый научный труд, преподнесенный как художественная литература. Дальнейшие же труды Кастанеды представляют из себя фэнтези с большим уклоном в нью-эйдж философию.

Жанр трип-репортажей существовал и до Кастанеды, но у него они доведены до высокохудожественного уровня. Да и с юмором тоже все в порядке.