Поскольку Covid-19 продолжает требовать жертв, закрывать целые отрасли, давить на скрипучие системы здравоохранения и угрожать привести к серьезным рецессиям, антиутопические рассказы резонируют с общественностью, как никогда раньше.T
Рассказы о разрушении и отчаянии обычно не обнадеживают во время кризиса. Но это именно то, как житель Балтимора Эли Отто Шенк успокоился, когда вспышка коронавируса прокатилась по Северной Америке.
33-летний читал четыре постапокалиптические книги подряд, включая « Одиннадцатую станцию » Эмили Сент-Джон Манделл, роман 2014 года о труппе передвижного театра, управляющей миром, разоренным эпидемией. Шенк посчитал эти вымышленные истории облегчением отчасти потому, что они напомнили ему, что как бы ни была мрачна глобальная пандемия Covid-19, все может быть хуже. Его особенно тянуло к устойчивости персонажей, поскольку они не только выживают, но и пытаются вести значимую жизнь после катастрофы.
Дистопия часто может отображать мрачные перспективы человечества (кредит: Alamy)
«На Станции Одиннадцать труппа выступает со всеми материалами, которые они могут найти в мусоре. Это заставило меня задуматься о том, как бы я поступил в такой ситуации. Это не совсем вдохновляет, но дает ощущение готовности», - объяснил Шенк.
Больше похоже на это:
● Авторы чумы, которые предсказывали сегодня
● Как игры стали формой медитации
● Пророческий писатель, который дает нам надежду
Такие работы, как Станция Одиннадцать, относятся к категории антиутопий, где воображаемые общества разрываются мощными силами, такими как насилие, угнетение, технологии, религия, болезнь или природа. Предназначенные для преувеличения реального опыта, антиутопические повествования в литературе, видеоиграх, телесериалах и фильмах изображают мрачные перспективы человечества. Но они также могут предложить реальную ценность, выступая в качестве предостерегающих рассказов или предупреждений о том, что может произойти, если мы сохраним статус-кво.
Игровые
Глобальные загрузки для Plague Inc, видеоигры 2012 года, которая побуждает игроков распространять заболевание по всему миру до того, как будет найдено лекарство, увеличилось на 123% ежегодно с января по март этого года, поскольку распространение Covid-19 начало набирать скорость на международном уровне . Его британский разработчик Ndemic Creation обратился к популярности игры : «Всякий раз, когда происходит вспышка заболевания, мы видим рост числа игроков, когда люди стремятся узнать больше о распространении болезней и понять сложности вирусных вспышек», Компания сказала.
Компьютерная игра Plague Inc стала чрезвычайно популярной во время нынешней пандемии (кредит: Alamy)
Голландская тинейджер Descely van Dam, которая живет в городе Харлем, говорит, что она начала играть в игру в апреле из-за скуки во время блокировки. Однако то, что начиналось как чувство вины, вскоре превратилось в образовательный опыт.
«Я узнал, что вирус - это гораздо больше, чем мутирующая болезнь», - говорит 19-летний подросток. «До этого я не задумывался о том, насколько сложны его структуры ДНК. Игра заставила меня открыть глаза на то, насколько мощным может быть вирус в чужих руках».
Люди тянутся к антиутопическим сказкам, чтобы увидеть, что будет дальше - TreaAndrea Russworm
В январе Plague Inc стала самым продаваемым приложением в Китае, но к марту Ndemic Creation сообщила, что игра была удалена из магазина приложений, а регуляторы заявили, что она «включает контент, запрещенный в Китае».
Затем компания решила попробовать другой подход и объявила, что работает над новым игровым режимом Plague Inc, который позволяет пользователям спасать мир от эпидемии, а не распространять инфекцию. Эта версия позволит игрокам отслеживать прогрессирование заболеваний, улучшать системы здравоохранения и управлять обществом посредством сортировки, карантина, социального разделения и закрытия государственных служб.
Виртуальная реальность
Гиперреальные образы городского хаоса или пустынных пустошей, изображенные в этом жанре, не просто эстетически соблазнительны, они дают зрителям возможность безопасно погрузиться в худшие сценарии, не теряя контроля.
Когда в середине марта Торонто официально закрылся, канадский разработчик Шахани захотел понять, насколько серьезной может стать вспышка коронавируса. Как и многие другие, 32-летнего подростка привлекли к просмотру фильма «Заразы» Стивена Содерберга, голливудского триллера 2011 года о вымышленном вирусе под названием MEV-1, который вызывает всемирную пандемию. Дистрибьютор фильма Warner Bros сказал, что в декабре 2019 года фильм занял 270 место в своем каталоге. Всего несколько месяцев спустя фильм занимает второе место, а также выходит в эфир на Amazon Prime и iTunes.
Фильм Стивена Содерберга «Заражение» 2011 года пользуется возрождением популярности (кредит: Allstar Picture Library Limited / Alamy)
«Люди тянутся к антиутопическим сказкам, чтобы посмотреть, что будет дальше», - объясняет TreaAndrea Russworm, адъюнкт-профессор английского языка, который преподает курс по антиутопии в новых медиа в Университете Массачусетса в Амхерсте. «Импульс заключается в том, чтобы увидеть, насколько серьезной может быть ситуация, и спросить себя, можешь ли ты гипотетически пережить это».
Это не просто предмет, который привлекает людей, это природа антиутопийных историй, которые действительно очаровывают аудиторию во время кризиса. Эти истории традиционно рассказываются с точки зрения жителей разрушенных обществ, что позволяет людям погрузиться в проблемы, с которыми сталкиваются главные герои, говорит Даниэль Дэвисон-Веччионе, социальный теоретик, в настоящее время изучающий докторскую степень по социологии в Кембриджском университете.
Глобальная пандемия привела к тому, что наркоманы-антиутописты обращаются к людям как никогда (кредит: Alamy)
Например, в известном телесериале « Черное зеркало» каждый эпизод следует за персонажем, чей опыт выражает моральную деградацию общества таким образом, что это затрагивает зрителей. Эта точка зрения инсайдера позволяет нам «получить богато текстурированное представление о том, на что было бы похоже, чтобы ваша жизнь была сформирована этими событиями, а также социальными и политическими структурами», - говорит Дэвисон-Веччионе.
Власть людям
Когда зрители или читатели сталкиваются с проблемами антиутопии, многие начинают вдохновляться, чтобы не допустить реализации этих наихудших сценариев. Голодные игры вдохновили молодых фанатов на участие в кампаниях социальной справедливости , в то время как женщины в Аргентине, Ирландии и США оделись как персонажи из «Истории о служанке» во время протестов 2018 года против ограничений репродуктивных свобод .
В исследовании, опубликованном в конце 2018 года, исследователи Калверт У. Джонс из Университета Мэриленда и Селия Парис из Университета Торонто обнаружили «последовательные доказательства» фантастической фантастики, влияющей на политические отношения в реальном мире. Этот жанр повышает готовность людей оправдывать радикальную и насильственную активность перед лицом кажущейся несправедливости, говорится в исследовании.
Дистопия может мотивировать трансформирующее социальное действие (кредит: Alamy)
В настоящее время обязательные приказы о предоставлении убежища и социальная изоляция препятствуют традиционным формам активизма, но дистопия все еще может привести к трансформационным действиям. По словам Дэвисона-Веккионе, фанатов могут задавать вопросы о том, почему определенные демографические показатели более уязвимы для Covid-19, или изучать структуры, которые могут препятствовать разработке вакцины.
Потенциальная угроза
Для людей, борющихся с проблемами психического здоровья, жанр может принести больше вреда, чем пользы.
Если кто-то чувствует себя ошеломленным и обеспокоенным будущим, антиутопические истории могут усугубить это беспокойство, предупреждает мумбаи, клинический психолог Сонали Гупта, автор книги «Беспокойство: преодолеть и жить без страха». Если антиутопические СМИ воспринимаются как потенциальная угроза, «это может привести к катастрофе», - говорит она.
По словам Гупты, многие ее клиенты сообщали о панических атаках в течение последних шести недель, и во время сеансов терапии она часто обсуждает их потребление медиа. «Люди борются с коллективной травмой и горем», - говорит она. «Многие недооценили чудовищность и влияние, которое Covid-19 окажет на их жизнь, поэтому ощущаются шок, беспомощность и неуверенность».
Культура Дистопии полна образов городского хаоса или пустынных пустошей (кредит: Алами)
Вместо того, чтобы советовать своим пациентам избегать определенных жанров, Гупта инструктирует их осознавать свои эмоции и соответственно делать осознанный выбор. «Мы должны быть реалистами и осознавать свои эмоциональные состояния, потому что одно и то же шоу или книга способны вызывать разные эмоции у разных людей», - говорит она.
Для Descely van Dam, которая сама борется с проблемами психического здоровья, видеоигра Plague Inc стала маловероятным источником комфорта. «Раньше я боялся потерять контроль над жизнью, но когда я играю в игру, я испытываю желание контролировать весь мир. Я больше не чувствую необходимости контролировать все, кроме если я буду вознагражден за это, я сделаю это ».
Инструмент изменения?
В то время как явный пессимизм при большинстве дистопий может вызвать беспокойство, некоторые истории вызывают надежду. Многие современные сюжеты, в том числе телешоу «Ходячие мертвецы», фокусируются на нигилизме или повседневном выживании без стимула к переменам, но классика, такая как серия « Притча» американского автора Октавии Батлер, содержит утопические элементы, такие как движение сопротивления, борющееся за лучшее будущее.
Однако это не обязательно является данностью, предупреждает TreaAndrea Russworm. «Люди должны осознавать, что эти антиутопии критикуют, чтобы извлечь из них выгоду, - говорит она. - У дистопий есть четкие сообщения, такие как несостоятельные правительства или могущественные корпорации, поэтому, если вы не будете осторожны, вы можете в конечном итоге быть пассивно восприимчивыми. Нам нужно постоянно связывать дистопию с нашим жизненным опытом ».
И для того, чтобы способствовать реальным изменениям, важно, чтобы людям были представлены жизнеспособные альтернативы.
«Нам нужно больше историй, которые находят способы выйти за пределы наших худших инстинктов и предлагают дорожные карты для продвижения вперед», - говорит сингапурский кинокритик и телевизионный критик Хидзир Джунайни, который также является одним из организаторов подкаста поп-культуры под названием Genre Equality. «Для антиутопийных повествований легко упиваться мраком и депрессией, но гораздо труднее на самом деле предлагать решения и делать вещи в корне лучше».