Пандемия приковала к себе взгляды не только людей, которым надо постоянно чем-то пугаться, но так же и тех, кто планирует в этом году отправиться получать высшее образование.
Еще в начале года все казалось довольно просто - в июне сдаешь ЕГЭ, в августе отправляешь документы, а в сентябре ты студент. Но что-то пошло не так.
Из-за социальной повестки ЕГЭ, которое само по себе является скоплением людей, провести становится практически невозможно - ведь кроме самих школьников, которым коронавирус практически ничем не угрожает, на проведение экзамена сгоняют всех учителей и множество различных наблюдателей, возраст которых в свою очередь обычно переваливает за 40 лет и как минимум приближается к группам риска.
По большому счету существует два реальных варианта развития событий и два фантастических.
- Перенос ЕГЭ
На данный момент это приоритетный вариант. Около месяца назад старт ЕГЭ перенесли с конца мая на начало июня, сейчас уже появляются новости о переносе на конец июня, но тут себя обнаруживает проблема межведомственных отношений, которые не в состоянии договориться. Есть три "силы" - Министерство Здравоохранения, Министерство Просвещения и Минобрнауки, и у каждого ведомства свои даты, а то и подход. Первое нагнетает жути и считает проведение экзамена возможно только в районе августа, третье напротив всячески старается ускорить начало, а второе занимает нейтральную позицию и перетягивается то в одну сторону, то в другую.
- Отмена ЕГЭ
Фактически, ЕГЭ уже частично отменили - сдавать его теперь придется только тем, кто собирается поступать в ВУЗ. И это на самом деле довольно логично и без пандемии, сдавать ЕГЭ только ради получения аттестата бессмысленно как с точки зрения организации, так и с точки зрения показателя знаний. Как я уже анализировал ранее - минимальный балл для сдачи ЕГЭ при переносе его на пятибалльную шкалу находится в районе единицы и не отражает ничего (способность выпускника писать, разве что).
Но министерства вполне в состоянии пойти дальше и отменить экзамен для всех групп. Такой шаг еще и отлично поддержат противники такого экзамена, позиция которых не выносит никакой критики, но зато она громче прочих. В таком случае предполагается, что вступительными показателями для ВУЗа станут оценки из аттестата. И тут начинаются проблемы. Во-первых, ЕГЭ сдают не только те, кто выпускается из школы в этом году, и хотя у них технически сам аттестат есть, но ему может быть и двадцать лет, то есть никакого отражения знаний он не дает. А во-вторых, оценка в аттестате не коррелирует с баллами ЕГЭ - оценка в аттестате складывается из многих факторов, например, домашних заданий или поведения. Вовсе не обязательно, что условный троечник, который просто не делает домашки и сбивает этим свой средний балл, сдаст сам экзамен так же плохо (по сути я говорю о своем примере, у меня было плохо с аттестатом, но хорошо с ЕГЭ). Бывает и обратная ситуация, в основном с непрофильными предметами, когда никаких домашних заданий не бывает, а учитель ставит пятерки за способность распечатать доклад. И как можно на основании этого балла принимать в ВУЗ - решительно не понятно.
Тем не менее, практически во всех публикациях на тему судьбы ЕГЭ говориться о возможности его отмены, причем я не видел ни в одной ничего о том, что ЕГЭ сдают не только школьники и что аттестат это сомнительный показатель.
- Замена ЕГЭ
Строго говоря, замена и отмена находятся где-то рядом, но если отмена проговаривается в новостях, пусть и достаточно поверхностно, то про замену практически ничего нет. Суть в том, чтобы сдавать не ЕГЭ, а вступительные экзамены в самом ВУЗе, как было раньше. В теории это должно уменьшить концентрацию людей на квадратный метр, так как у каждого ВУЗа свои методички и сдавать можно в разные дни. На практике своих вступительных экзаменов не проводится уже почти пятнадцать лет и маловероятно, что эти методички соответствуют нынешним стандартам. Как маловероятно и то, что ВУЗы бросились их перерабатывать на фоне пандемии, учитывая отсутствие таких требований от высших ведосмств.
- Дистанционное ЕГЭ
Наименее вероятный способ проведения, но об этом зачем-то заикнулся Минобрнауки. Критика описана и в самой новости, если кратко, то следить удаленно за честностью сдающего невозможно. Даже в условиях нормальной сдачи находятся люди, протаскивающие и шпаргалки и телефоны, умудряясь списывать прям на глазах у наблюдателей, что тут говорить о нахождении выпускника у себя дома, в окружении нескольких смартфонов, родителей и, вполне вероятно, личного репетитора. Но сам факт этого заявления уже настораживает.
Какие еще выводы можно сделать из текущей ситуации?
Скорей всего, число поступающих в ВУЗ снизится. Причин несколько. Основная это отмена обязательной сдачи, теперь особо нервные или сомневающиеся просто не пойдут сдавать экзамен, даже имея реальные шансы на хорошие баллы, ведь им дали выбор. Затем следуют панические настроения в обществе (особенно среди людей среднего возраста), а все мы понимаем, что на экзамен отправляются не сами школьники, а их туда отправляют их родители - и если родители психологически не очень здоровы, то своего ребенка на ЕГЭ они просто не отпустят, благо опять же есть выбор не сдавать (до этой поблажки им бы просто не выдали аттестат об окончании среднего образования) и начнется "поступишь в следующем году". Еще одной может стать неготовность к поступлению в случае альтернативных вариантов зачисления, таких как внутренние экзамены и дистанционка (в основном это касается далеких от столиц областей), в первом случае выпускники встретятся с проблемами "натаскивания на тесты", а во втором с технической неготовностью.
А так как, не смотря на предсказуемое снижение бюджетных средств, пока еще не говорится о снижении бюджетных мест, то это положительно скажется на вероятности поступления.
С другой стороны, полная отмена ЕГЭ наоборот увеличит конкуренцию - причем не среди тех, кто обладает знаниями, а среди тех, кто чаще поднимал руку на уроке. Но, как мне кажется, на такой шаг ведомства все же не пойдут, так как в таком случае правила поступления совершенно неконкурентноспособны.
Буду продолжать следить за ситуацией.