Прийти к соглашению с случайностью
Кто из нас не жаждет, чтобы в нашем мире что-то происходило, просто желая, чтобы это было так, просто думая о положительных мыслях. Нет нужды говорить о том, что ни один хорошо контролируемый научный эксперимент никогда с точностью не находил решения, основываясь лишь на искреннем желании ученого и просто создаваемом эффекте присутствия. Действительно, весь смысл научного метода заключается в том, чтобы такое желаемое мышление не искажало объективную оценку истинных эффектов.
Но речь идет не только о желательном мышлении. Стремление найти смысл во вселенной, которая в противном случае кажется бездушной, скорее всего, является тем самым человеческим фактором, который мотивирует многих духовных искателей, в том числе и некоторых ученых, которые, несмотря на свою скрупулёзную подготовку, всё ещё надеются найти доказательства паранормальных явлений.
Случайность чувствует себя бессмысленной и аморальной. Но цель, смысл и нравственность на самом деле являются такой же реальной частью естественной, материальной вселенной, как воздух, которым мы дышим. Научная история о том, как они возникали и развивались, совершенно спонтанно и неуправляемо, оказывается гораздо интереснее, чем те сверхъестественные мифологии, о которых мечтали наши загадочные предки и за которые до сих пор цепляются столько людей.
Вселенная, может быть, и не целеустремленна, но люди целеустремленны. Цель и смысл появились во вселенной с самой жизнью. Волевое поведение человека эволюционировало, чтобы стать гораздо более приукрашенным, разработанным сознанием, но движимым одними и теми же основными инстинктивными целями всех живых существ: выживание и размножение. Наше чувство цели вовсе не зависит от того, есть ли у вселенной цель.
Таким образом, цель и смысл усложнились и развились, несмотря на то, что речь идет о выживании и воспроизводстве - аналог павлиньих хвостов. Это осознание не должно деморализовать нас: красота павлиньего хвоста не умаляется его целью, которая заключается лишь в распространении бездумных, эгоистичных павлиньих генов.
Я регулярно вижу вред, который причиняют людям, когда они не осознают ту огромную роль, которую играет в их жизни случайность. Они винят себя в проблемах, которые являются результатом неудачных генов, разрушенного детства или прискорбных обстоятельств. Люди также возлагают ответственность на других за то, что находится вне чьего-либо контроля. Вера в то, что жизненные события имеют космическую подоплеку, - это обоюдоострый меч: он может не только успокаивать и утешать, но и приводить к тому, что люди будут чувствовать боль и покинутость.
Хотя смириться со случайностью страшно, она может быть освобождающей. Он может освободить нас от иррациональных страхов и необоснованной вины. И осознание того, что у нас есть только мы сами и друг у друга, чтобы полагаться на силу и мотивацию. Эта неустойчивость человеческой жизни фокусирует нас на императиве социальной ответственности и вовлеченности по мере того, как мы продвигаем коллективный проект, направленный на то, чтобы сделать наш мир более безопасным и лучшим для всех.
Как преодолеть вашу (неосновную) интуицию.
Взгляд на события как на задуманное и пропитанное личным смыслом, кажется, является нашей стандартной формой мышления. Для того чтобы ставить под сомнение и перевешивать эти интуиции, требуется как скептицизм, так и критическое мышление.
Вот совет: записывайте свои предсказания, записывайте как удачные, так и промахи. Будьте внимательны, контролируя и исключая факторы, которые могут предвосхитить результат. Строго придерживайтесь своей методики и дайте другим возможность определить и выделить предвзятость, сбивающие с толку переменные и любые другие недостатки, которые могли ускользнуть от вашего внимания.
Методологические изъяны, которые многократно проявляются в заявлениях об изучении парапсихологии, на самом деле имеют образовательную ценность для учащихся: они предлагают уроки критического мышления, разработки строгих научных экспериментов и понимания легкости, с которой можно ошибочно переопределить сигнал в случайном статистическом шуме.
Как только вы понимаете роли когнитивной предвзятости, эмоций и субъективности (с её самооценкой), вы понимаете, что чем более жутким и странным кажется совпадение, тем более скептически мы должны относиться к нашей привычке думать, что вселенная намеренно делает что-то для нас.