15 мая 1935 года открылась первая линия Московского метрополитена - поезда пошли от "Сокольников" до "Парка Культуры"
Первые вагоны для московского метро, которые собирались на вагоностроительном заводе в Мытищах, получили название "А": он вмещал около 260 человек, сидячих мест (на мягких кожаных диванах) было предусмотрено 52. Первые вагоны были ярко-желтыми, очень заметными, позже от желтого цвета ушли к зеленому и синему. Вагоны первого типа прослужили пассажирам около 40 лет.
Первые жетоны были выполнены в виде монеты с вырезанной в центре звездой. Опустив жетон в турникет, пассажир мог воспользоваться услугами метро. Однако первые жетоны часто застревали в турникетах, поэтому пришлось в срочном порядке искать им альтернативу. Вместо жетонов ввели бумажные билеты. В зависимости от направления они различались по цвету и действовали в течение 40 минут! Более того, билеты проверяли даже в вагонах поездов: контроллеры ходили даже в час пик.
В 1937 году начали выпускать вагоны серии "Б": в них улучшили систему вентиляции, изменили тормозную систему и убрали токоприемники. Уже тогда в вагоне появилась сигнализация, предупреждающая о закрытии дверей, а также предусмотрено аварийное освещение.
Билеты тоже меняли свой облик. Метро перешло на книжки, предшественники современных проездных на несколько поездок. По такому вкладышу можно было свершить несколько поездок, стоимость одной составляла примерно 25 копеек. Постепенно вводились билеты на месяц и квартал, похожие на современные именные проездные, которые обязательно сопровождались фото владельца.
После войны в Москве появился третий типа вагонов. Третий типа вагонов - "В" - означал "военный". Эти вагоны привезли в Москву из метрополитена Берлина после войны.
Модернизировали и поставили на рельсы в столице. Особенностью немецких вагонов стало то, что закрывались двери автоматически, а вот открывать их приходилось самим пассажирам изнутри. Иностранные вагоны выехали в московском метро в 1947 году, сначала по Фрунзенской (старое название Сокольнической линии), а затем по Филевской линии. Последний поезд из вагонов этого типа проехал в 1960-х годах.
В 50-х годах разработал турникеты, которые преграждали путь пассажиру-зайцу. Для них разработали и новые жетоны. Проезд стоил 50 копеек.
Вагоны-"Ежи"
Вагоны "Еж-3", которые еще называют ежиками, до сих пор эксплуатируются на Таганско-Краснопресненской линии, однако их скоро планируют заменить на современные.
Номерные вагоны выпускать во второй половине 70-х годов, названия начинаются с цифр 81–71. Эти вагоны стали вмещать до 330 человек. В салоне впервые появилось люминесцентное освещение, экстренная связь пассажиров с машинистом и устройства автоматического регулирования скорости. Это самая массовая серия вагонов в истории столичного метро. Сейчас в парке метрополитена более 2,3 тысячи таких вагонов.
Усовершенствованные вагоны
Вагоны "Яуза" поехали в 1990–1991 годах. Новые поезда смогли развить скорость до 100 километров в час, сидячих мест стало меньше6 за счет чего увеличилась вместимость. Сидеть стало удобнее: спинка повторяла изгиб спины. В головных вагонах появились табло с указанием конечной станции, также впервые появилась электронная схема маршрута. Форточки заменила система вентиляции. В этих поездах ездили пассажиры Люблинско-Дмитровской и Каховской линий.
В 1997 году появились бумажные билеты, пассажиры могли купить билеты на две, пять и более поездок.
Уже привычная и родная "Тройка" появилась в 2013 году. На нее можно записать все типы билетов. "Тройкой" можно оплатить не только проезд, но и поход в музей или услуги сервисов. К знаковым событиям метро выпускает тематические проездные: с достопримечательностями Москвы или в честь праздников.
Поезда нового времени
Вагоны серии "Ока" выпускались с 2010 по 2016 год. Впервые пассажиры смогли воспользоваться сквозным проходом между вагонами. Поезда этого типа ходят и сейчас по Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Солнцевской и Большой кольцевой линиям.
Поезда нового поколения "Москва" встали на рельсы столичного метров. 2017 году, прием имя вагонам дали сами москвичи, пользователи портала "Активный гражданин". Сквозной проход через все вагоны, порты для зарядки смартфонов, сенсорные мониторы с интерактивной схемой метро, система кондиционирования с обеззараживанием воздуха, а также все необходимое для маломобильных пассажиров: более широкие дверные проемы, специальные места для инвалидных колясок в головных вагонах.
В 2019 году в подземке появились поезда новой модификации – "Москва-2019". В обновленных вагонах над дверями появились электронные табло с экранами высокого разрешения.
Метро в кино
Московское метро имеет народный статус самого красивого мире метрополитена. Украшение станций достойно того, чтобы быть запечатленным в веках. Станции московского метро не раз появлялись в кино.
- "Я шагаю по Москве" (Г. Данелия) - станция "Университет"
- "Москва в нотах" (И.Гостев) - "Воробьевы горы", "Френзенская", "Аэропорт", "Маяковская"
- "Оттепель" (сериал В. Тодоровского) - "Спортивная"
- "Место встречи изменить нельзя" (С.Говорухин) - "Сокольники"
- "Астенический синдром" (К.Муратова) - "Театральная", "Новослободская", "Пушкинская"
- "Летят журавли" (М.Калатозов) - "Александровский сад"
- "Влюблен по собственному желанию" (С.Микаэлян) - "Парк Культуры"
- "Ночной дозор" (Т.Бекмамбетов) - "ВДНХ", "Свиблово"