Следственный комитет вчера провел проверку на Уральском приборостроительном заводе (УПЗ) – изготовителе аппаратов ИВЛ, которые считают возможной причиной пожаров в столичных больницах. Днем ранее Росздравнадзор прекратил обращение «Авента-М» по всей стране.
Честно говоря, если будет доказана вина аппаратов=завода – это будет логично. Потому что нарастить мощности темпами, которыми бравировал свердловский губернатор (с 10 до 100 аппаратов в сутки меньше чем за месяц), и не накосячить – мягко говоря, сложно.
Немного статистики о госзакупках комплектующих для АИВЛ «Авента-М» Уральским приборостроительным заводом:
В 2018 году – 6 контрактов на сумму 5,5 млн рублей.
В 2019 году – 9 контрактов на сумму 15 млн рублей.
Апрель 2020 года – более 120 закупок на сумму более 3,75 млрд рублей.
Часть из новых закупок – для расширения производственного комплекса. Основная – комплектующие, какие раньше не проводились через госконтракты (шнуры, хомуты, фильтры, вентиляторы, микросхемы, разъемы и тд).
А еще - закупка гостиничных услуг «для командируемых сотрудников с предприятий контура АО «КРЭТ» «в рамках исполнения повышенного плана производства АИВЛ «Авента-М»». С 5 апреля должны были заселиться 90 работников, но по допсоглашению их число увеличилось до 250.
То есть, в стабильно отлаженное производство приходят новые сотрудники и собирают аппараты из множества закупаемых на стороне деталей. Не повышается ли в этом случае вероятность брака?
С другой стороны, именно на УПЗ легло полное обеспечение российских больниц аппаратами ИВЛ. В марте правительство РФ назначило Концерн радиоэлектронные технологии (КРЭТ), в который входит УПЗ, единственным исполнителем до 31 декабря 2020 года. В тот же день Минпромторгу из резервного фонда на закупки аппаратов у КРЭТ выделили 7,5 млрд рублей.
Основанием для отказа от конкурсных закупок стало письмо Минфина РФ от 19.03.2020. В нем эпидемия коронавируса названа «обстоятельством непреодолимой силы», при которой «иные формы определения поставщика, требующие затрат времени, нецелесообразны».
Да и поставщиков, честно говоря, в России почти нет. Еще одно предприятие, которое производит ИВЛ – «Тритон-Электроникс» - к началу эпидемии выпускало 500 аппаратов в год (1-2 в сутки). Питерский «Красногвардеец» только начал разработку – планирует выпустить первую партию в 2021 году. Калужский завод телеграфной аппаратуры налаживает кооперацию по производству ИВЛ со ставропольским «Сигналом».
Даже УПЗ, по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, прошлой осенью планировали закрыть или перепрофилировать.
«Слава Богу, не успели», - говорил он президенту...