Найти в Дзене
Мария Лулабу

12 ситуаций, о которых вы не подумали, когда начали шить на заказ.

Продолжение. Начало здесь.

А что, если...

7. ...просят сшить то, что никогда не делали до этого.

Похоже на предыдущий пункт, с разницей, что вы не делали этого вообще никогда и непонятно, получится ли.

Я в таких случаях предупреждала, что не делала такого, сошью на пробу, если нравится - оплачивайте, нет - значит нет.

Такие ситуации - с одной стороны могут получится пустой тратой времени, с другой - возможность попробовать что-то новое, расширить свой ассортимент. Оценивайте время и возможности изготовления, потому что... (Смотрим следующий пункт)

8. ...изменилась стоимость изделия в процессе работы.

Часто вытекает из прошлого пункта, но не всегда и не обязательно.

- Закончилась ткань, срочно докупаем по цене выше.

- Рюши оказалось слишком трудозатратными, шила 3 дня только их.

- Испортила заказ (это может произойти на разных этапах и по разным причинам), надо перешивать заново.

- Потребовалось больше материалов, чем рассчитывала.

Моё правило - цена, озвученная в момент согласования изменению не подлежит, заказчику нет никакого дела до ваших обстоятельств.

Если у вас не так - говорите об этом заранее.

-2

9. ...просят скидку.

Попытки получить скидку могут быть самими разными: от “у меня денег нет, мне бы все тоже самое, но в 2 раза дешевле» до «я вот у вашей конкурентки была, у неё на 2000 меньше стоит тоже самое». Или вполне себе приемлимые формулировки.

Что делать? Выбирайте свою стратегию. Примите её и транслируйте с уверенностью - это будет чувствоваться.

Почему скидки просят? Возможно, у вас в профиле много акций и спецпредложений, люди это видят и не хотят "переплачивать".

Совет - все акции, у которых истек срок давности убирать в архив.

Возможно, основная аудитория пришла после раздачи халявы ( в Инстагрмме - гивы) и они просто не могут иначе, купят только с красным ценником.

Возможно, вы транслируете неуверенность ("я только начинаю", "может быть, кому-то захочется заказ у меня - с радостью выполню ваш заказ" - все в таком духе), заметно, что заказов немного и вы будете рады любой продаже.

Пример из жизни: Однажды на ярмарке (это был конец завершающего дня) ко мне подошли 2 девушки и одна просит продать ей брошку в два раза дешевле, и, не стесняясь меня говорит подруге: под конец ОНИ всё распродают, ИМ главное продать, так что можно смело просить скидку.

Такой вот подход)

Если никаких скидок, цена фиксированная (только без нытья, оправдываний и объяснений покупателю, что вы и так продаёте по себестоимости и что ткани нынче дорогие): «В данный момент акций и скидок в моем магазине не проводится».

Звучит категорично?

Тогда придумайте свои «схемы».

- "А скидка будет?"

«Да, конечно, скидка предусмотрена при заказе на сумму от 15000, хотите сделать заказ вместе с подружкой? В этом случае скидка будет вам обеим!».

«Да, при покупке комплекта из 5 позиций будет скидка/изделие в подарок, что добавите в заказ, чтобы его получить?»

«Да, конечно! Для вас предусмотрена скидка на следующую покупку» и т.д.

Если у вас есть чёткое понимание как вы поступаете со скидками, то это понимание будет и у заказчиков.

-3

10. ...просят повторить работу другого мастера.

Изначально, конечно, также решаете для себя степень повтора, если согласны на это и адекватный ответ, не отпугивающий покупателя, если нет.

Если суть повтора - идея, форма (бортики-звери, не важно какие), цветовое сочетание или даже конкретные ткани (есть у вас точно такие же?) - это одно. «Сошью вам единорога, но он будет в «моём» стиле, мной придуман, рассчитан и нарисован - ок?

Если суть повтора - точная копия, то... вопрос к заказчику, почему он не закажет именно там, где нашёл картинку? (Обычно просят повторять гуляющие по сети и подписанные работы). Там слишком дорого? Значит, вас рассматривают как более дешёвый вариант, а это так себе позиционирование. Но если фото не подписано и автор неизвестен, к вам обратились как к мастеру, в котором уверены, что получится именно так - тогда уже решайте, можете ли вы дать гарантию точного повтора? Аналогичные пропорции, выкройки, ткани?

11. ..заказов нет, вообще.

Тема для отдельного большого поста, как считаете?

Но кратко:

Вот вы все вроде сделали «как надо», а заказов нет. Я не слишком верю в позицию «Главное делать то, что любишь и успех придёт обязательно» в её пассивном смысле)

Разбираемся во внутренних процессах (что и как делаю я) и внешних (почему не покупают они?):

1. То, что вы делаете вообще кому-то нужно? Полезно? Решает какую-то задачу? Помогает в чём-то?

2. Точно ли то, что вы делаете - очень и очень хорошее, качественное, красивое?

3. Кому конкретно оно нужно и помогает? Как вы описываете этих людей?

4. Они знают о том, что вы есть и продаете это? Что вы сделали, чтобы они узнали?

5. Насколько ваша цена соотносится с аналогичными позициями у аналогичных по формату (это важно) конкурентов? Сильно дороже? Сильно дешевле? Если так, почему?

6. Из вашего профиля (в любой соцсети) можно понять: кто вы, где вы, что делаете, сколько стоит и каким образом с вами можно связаться для заказа?

7. Ваши фотографии красивые, светлые, вкусно показывают то, что вы делаете?

И ещё ряд вопросов, которые можно задать себе и в зависимости от ответов работать дальше.

12. ...изменились обстоятельства.

Вот об этом вообще мало кто задумывается)

- начали шить «на поток» и воротит от тканей и швейной машинки (тут либо опыт, либо грамотное планирование и делегирование, либо и правда не ваше)

- оказалось, что все не так просто (обширная причина:)

- раздражает общение и переписки, одни и те же вопросы, согласования, хотелось же только творить! (Про это писала здесь, оказывается, что кроме творчества ещё очень много всего надо делать)

- нашлась другая работа, другое хобби: более интересное, более денежное, более трудозатратное

- физически не стало возможности (болезнь, ремонт, переезд - более глобальные дела, которые перетягивают ваши основные ресурсы: время и здоровье)

- оказалось, что нужны финансовые затраты, о которых вы не подумали

- оказалось, что вы не очень-то хорошо это делаете. Да, так вот осознать и принять: пока вы не сравнивали, казалось, что это круто, когда расширили свой кругозор и увидели как это делают другие, стало понятно, что вам есть куда расти. Это нормально и даже хорошо) если есть интерес развиваться и учится, значит есть потенциал, если сразу стало «неохота», то и не надо.

Вот мой список ситуаций, почти все знакомы мне лично:)

Расскажите, сталкивались ли вы с ними?