Продолжение. Начало здесь.
А что, если...
7. ...просят сшить то, что никогда не делали до этого.
Похоже на предыдущий пункт, с разницей, что вы не делали этого вообще никогда и непонятно, получится ли.
Я в таких случаях предупреждала, что не делала такого, сошью на пробу, если нравится - оплачивайте, нет - значит нет.
Такие ситуации - с одной стороны могут получится пустой тратой времени, с другой - возможность попробовать что-то новое, расширить свой ассортимент. Оценивайте время и возможности изготовления, потому что... (Смотрим следующий пункт)
8. ...изменилась стоимость изделия в процессе работы.
Часто вытекает из прошлого пункта, но не всегда и не обязательно.
- Закончилась ткань, срочно докупаем по цене выше.
- Рюши оказалось слишком трудозатратными, шила 3 дня только их.
- Испортила заказ (это может произойти на разных этапах и по разным причинам), надо перешивать заново.
- Потребовалось больше материалов, чем рассчитывала.
Моё правило - цена, озвученная в момент согласования изменению не подлежит, заказчику нет никакого дела до ваших обстоятельств.
Если у вас не так - говорите об этом заранее.
9. ...просят скидку.
Попытки получить скидку могут быть самими разными: от “у меня денег нет, мне бы все тоже самое, но в 2 раза дешевле» до «я вот у вашей конкурентки была, у неё на 2000 меньше стоит тоже самое». Или вполне себе приемлимые формулировки.
Что делать? Выбирайте свою стратегию. Примите её и транслируйте с уверенностью - это будет чувствоваться.
Почему скидки просят? Возможно, у вас в профиле много акций и спецпредложений, люди это видят и не хотят "переплачивать".
Совет - все акции, у которых истек срок давности убирать в архив.
Возможно, основная аудитория пришла после раздачи халявы ( в Инстагрмме - гивы) и они просто не могут иначе, купят только с красным ценником.
Возможно, вы транслируете неуверенность ("я только начинаю", "может быть, кому-то захочется заказ у меня - с радостью выполню ваш заказ" - все в таком духе), заметно, что заказов немного и вы будете рады любой продаже.
Пример из жизни: Однажды на ярмарке (это был конец завершающего дня) ко мне подошли 2 девушки и одна просит продать ей брошку в два раза дешевле, и, не стесняясь меня говорит подруге: под конец ОНИ всё распродают, ИМ главное продать, так что можно смело просить скидку.
Такой вот подход)
Если никаких скидок, цена фиксированная (только без нытья, оправдываний и объяснений покупателю, что вы и так продаёте по себестоимости и что ткани нынче дорогие): «В данный момент акций и скидок в моем магазине не проводится».
Звучит категорично?
Тогда придумайте свои «схемы».
- "А скидка будет?"
«Да, конечно, скидка предусмотрена при заказе на сумму от 15000, хотите сделать заказ вместе с подружкой? В этом случае скидка будет вам обеим!».
«Да, при покупке комплекта из 5 позиций будет скидка/изделие в подарок, что добавите в заказ, чтобы его получить?»
«Да, конечно! Для вас предусмотрена скидка на следующую покупку» и т.д.
Если у вас есть чёткое понимание как вы поступаете со скидками, то это понимание будет и у заказчиков.
10. ...просят повторить работу другого мастера.
Изначально, конечно, также решаете для себя степень повтора, если согласны на это и адекватный ответ, не отпугивающий покупателя, если нет.
Если суть повтора - идея, форма (бортики-звери, не важно какие), цветовое сочетание или даже конкретные ткани (есть у вас точно такие же?) - это одно. «Сошью вам единорога, но он будет в «моём» стиле, мной придуман, рассчитан и нарисован - ок?
Если суть повтора - точная копия, то... вопрос к заказчику, почему он не закажет именно там, где нашёл картинку? (Обычно просят повторять гуляющие по сети и подписанные работы). Там слишком дорого? Значит, вас рассматривают как более дешёвый вариант, а это так себе позиционирование. Но если фото не подписано и автор неизвестен, к вам обратились как к мастеру, в котором уверены, что получится именно так - тогда уже решайте, можете ли вы дать гарантию точного повтора? Аналогичные пропорции, выкройки, ткани?
11. ..заказов нет, вообще.
Тема для отдельного большого поста, как считаете?
Но кратко:
Вот вы все вроде сделали «как надо», а заказов нет. Я не слишком верю в позицию «Главное делать то, что любишь и успех придёт обязательно» в её пассивном смысле)
Разбираемся во внутренних процессах (что и как делаю я) и внешних (почему не покупают они?):
1. То, что вы делаете вообще кому-то нужно? Полезно? Решает какую-то задачу? Помогает в чём-то?
2. Точно ли то, что вы делаете - очень и очень хорошее, качественное, красивое?
3. Кому конкретно оно нужно и помогает? Как вы описываете этих людей?
4. Они знают о том, что вы есть и продаете это? Что вы сделали, чтобы они узнали?
5. Насколько ваша цена соотносится с аналогичными позициями у аналогичных по формату (это важно) конкурентов? Сильно дороже? Сильно дешевле? Если так, почему?
6. Из вашего профиля (в любой соцсети) можно понять: кто вы, где вы, что делаете, сколько стоит и каким образом с вами можно связаться для заказа?
7. Ваши фотографии красивые, светлые, вкусно показывают то, что вы делаете?
И ещё ряд вопросов, которые можно задать себе и в зависимости от ответов работать дальше.
12. ...изменились обстоятельства.
Вот об этом вообще мало кто задумывается)
- начали шить «на поток» и воротит от тканей и швейной машинки (тут либо опыт, либо грамотное планирование и делегирование, либо и правда не ваше)
- оказалось, что все не так просто (обширная причина:)
- раздражает общение и переписки, одни и те же вопросы, согласования, хотелось же только творить! (Про это писала здесь, оказывается, что кроме творчества ещё очень много всего надо делать)
- нашлась другая работа, другое хобби: более интересное, более денежное, более трудозатратное
- физически не стало возможности (болезнь, ремонт, переезд - более глобальные дела, которые перетягивают ваши основные ресурсы: время и здоровье)
- оказалось, что нужны финансовые затраты, о которых вы не подумали
- оказалось, что вы не очень-то хорошо это делаете. Да, так вот осознать и принять: пока вы не сравнивали, казалось, что это круто, когда расширили свой кругозор и увидели как это делают другие, стало понятно, что вам есть куда расти. Это нормально и даже хорошо) если есть интерес развиваться и учится, значит есть потенциал, если сразу стало «неохота», то и не надо.
Вот мой список ситуаций, почти все знакомы мне лично:)
Расскажите, сталкивались ли вы с ними?